Кaдр из фильмa «Квaдрaт»
Тeпeрь тoлькo и гoвoрят o тoм, чтo имeл в виду Звягинцeв, кoгдa прoизнeс нa цeрeмoнии зaкрытия слoвa: «Я нe рaссчитывaл пoдняться нa сцeну тaк рaнo», и зa чтo oн блaгoдaрил члeнa жюри — aмeрикaнскoгo aктeрa Уиллa Смитa: «Спaсибo этoму пaрню, oкaзывaeтся, ты сущeствуeшь». Тo eсть всe склoняются к тoму, чтo Звягинцeв нe рaд нaгрaдe. Пoнятнoe дeлo, xoтeлoсь бoльшeгo, a пришлoсь выйти нa сцeну в пeрвыx рядax, после того как был вручен приз за сценарий. Как вообще чувствует себя человек, от которого чего-то ждут и картины которого всегда готовы принять в Каннах. Андрей сам ответил на эти вопросы: «Невозможно не думать о том, что тебя ждет весь мир, Каннский фестиваль, но я стараюсь выбросить из головы этот пресс».
О чем мы вообще говорим? Само участие в каннском конкурсе — огромная победа. В этой связи можно привести смешную историю, связанную с Робертом Паттинсоном, который участвовал в конкурсе с криминальной драмой «Хорошее время» Бена и Джошуа Сефди. Так вот Джошуа вспоминает: «У Роба Паттинсона — супердорогой туалет в его доме в Лос-Анджелесе. Когда мы только обсуждали наш проект, он мне сказал: «Если мы попадем в каннский конкурс, подарю тебе такой же». За шесть часов до объявления программы фестиваля он мне прислал фотографию этого туалета. И вот «Хорошее время» — в Каннах.
Шутки шутками, но на кону многое. Канны — счастье, кровь и боль для любого кинематографиста, даже самого титулованного. Напомню, что на 67-м Каннском фестивале «Левиафан» Звягинцева отмечен за лучший сценарий. В 2007 году Константин Лавроненко получил «Пальмовую ветвь» за «Изгнание» как лучший актер (и впервые это был российский актер). В 2011-м «Елена» отмечена спецпризом жюри программы «Особый взгляд». У кого, кроме Звягинцева, такая коллекция наград? Ни один фильм не остался незамеченным.
«Нелюбовь» Звягинцева рассказывает историю супружеской пары, которая, выясняя отношения, не заметила того, что происходит с их сыном. Картина создавалась без государственной поддержки, и это было принципиально. В ее создании финансово участвовал российский предприниматель и продюсер Глеб Фетисов.
— Это решение Александра Роднянского — взяться за «Нелюбовь», — рассказал нам Андрей. — Трехстраничный текст Олега Негина был запущен в производство, а сценарий писался уже по ходу работы. Как-то ночью мы сидели у Олега дома, думали, что же делать дальше. И он рассказал эту историю. Я посоветовал написать синопсис и пообещал передать его Роднянскому. Я нахожусь в счастливой ситуации уже третью свою картину. Благодаря Александру Роднянскому мы не думаем о том, будет ли у нас финансирование. Я ему признателен за роскошь комфорта. Все декорации были специально построены. Мы нашли разрушенное строение со следами энтропии, разбитыми бокалами, плакатами с поздравлениями молодоженам. Местные жители рассказали, что в 2007 году в этом здании гуляла свадьба, а когда-то располагался то ли дом культуры, то ли кинотеатр.
В Каннах наш украинский коллега обратил внимание на финальные кадры, где транслируются новости с востока Украины, и спросил у Андрея Звягинцева, не выступает ли он таким образом как пропагандист. На что Звягинцев ответил: «Без сомнения, нет. Вы видели фильм «Левиафан»? Заметили преемственность взгляда? Совершенно понятна интенция автора. Если отбросить политизированный взгляд на вещи, то можно увидеть, что нет в финале никакой пропаганды, но только констатация взгляда на вещи».
Многие иностранные зрители восприняли как светлое будущее России волонтеров, которые помогают разыскивать исчезнувшего ребенка.
— Таких людей в Москве около тысячи, — рассказывает Андрей Звягинцев. — Все где-то работают, но если у них есть 2–3 часа свободного времени, они их отдают ради поиска совершенно незнакомых людей, не получая за это денег. Они — героические, удивительные люди. Как говорят в поисковом отряде «Лиза Алерт», по всей России ежедневно пропадает один «Боинг». И это только цифры по обращениям. Около 80 процентов пропавших волонтеры нашли в 2016 году. Мы случайно узнали об их деятельности и после съемок передали им все обмундирование поисковиков.
Возвращаясь к обманутым ожиданиям, можно, конечно, сказать, что Николь Кидман тоже обиделась. Она же отсутствовала на церемонии закрытия, хотя ей вручали награду за достижения в карьере в связи с 70-летием фестиваля. Но Кидман отработала свое сполна, представляя сразу четыре проекта, включая две конкурсные картины: «Как разговаривать с девушками на вечеринках», где стала королевой панков, австралийский сериал Джейн Кэмпион «Вершина озера», «Убийство священного оленя» Йоргоса Лантимоса и «Роковое искушение» Софии Копполы.
«Золотую пальмовую ветвь» получила изумительная шведская картина «Квадрат» Рубена Эстлунда. Хотя мало кто верил, что это произойдет. Слишком часто жюри выносит политические решения. А здесь победило чистое искусство. «Квадрат» — копродукция Швеции, Франции, Дании и Германии. Фильм непосредственно связан с современным актуальным искусством, а его главный герой — представитель очень востребованной и модной сегодня профессии, куратор крупнейшего музея, организовывающий выставки, вызывающие порой у зрителей оторопь. В главной роли — датский актер Клас Банг. Картина получилась тонкая, смешная и ироничная, с великолепным знанием арт-среды. Но пик всего — явление модернизированной версии человека-собаки Олега Кулика. Не важно, что заменил его неандерталец.
Гран-при у картины «120 ударов в минуту» Робина Кампийо, которому предсказывали «Золотую пальму» (не только Звягинцеву). Она очень возбудила киносообщество и мировую прессу. Ее героями стали представители ЛГБТ-сообщества, пытающиеся отстаивать свои права и права тех, кто заражен СПИДом, еще в 90-е годы прошлого столетия. Особенно взбудоражили публику бесстрашные сцены мужской любви. Снята картина под документ, так что может ввести в заблуждение не самого продвинутого зрителя. Хотя она действительно основана на реальных фактах, известных режиссеру из собственного опыта.
Приз за лучшую режиссуру неожиданно достался Софии Копполе за «Роковое искушение» с Николь Кидман и Колином Фаррелом, события которого происходят во время Гражданской войны в США. Спасает этот опус только присущая Копполе ирония. «Роковое влечение» — ремейк фильма «Обманутый» Дона Сигела 1971 года, где Клинт Иствуд сыграл раненого капрала, оказавшегося в школе для девочек.
Лучшей актрисой, по мнению Альмодовара и его жюри, стала Диана Крюгер в фильме «На пределе» немецкого режиссера турецкого происхождения, где ее героиня встает на тропу войны после теракта, в котором погибла ее семья. Возможно, это не самое идеальное решение, были и другие варианты, но сама тема фильма и героиня Крюгер как ее олицетворение — рана для современной Европы. Интересно, что Фаттих Акин познакомился с Дианой Крюгер на Каннском фестивале в 2013 году, когда представлял документальный фильм «Мусор в райском саду» и организовал небольшую вечеринку на берегу. Туда пришла и Диана. Теперь Акин комментирует: «Диана прочитала сценарий, сразу же захотела сыграть Катю и сделала это великолепно. Что делает ее такой выдающейся актрисой? То, что она бесстрашна и любопытна, готова ко всему. Диана так радовалась, что играет на родном языке, и он придал особую экспрессию. Она же — международная звезда и часто снимается в англо- и франкоязычных ролях».
Лучший актер — абсолютно неузнаваемый Хоакин Феникс в картине «Ты никогда здесь не был» британки Линн Рэмси. Это — настоящая радость для киномана, редкой прелести чистое искусство с «грязным» содержанием — потоками крови, которые подобны клюквенному соку. Фильм Линн Рэмси наравне с психологическим триллером «Убийство священного оленя» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса получил также награду за лучший сценарий.
А рано утром в день закрытия фестиваля перед мэрией города выстроилась длинная очередь, опоясывающая здание. Это были жители Канн, мечтающие попасть на показ фильма, который будет удостоен «Золотой пальмовой ветви». Его специально для них устраивают на следующий день после закрытия фестиваля. Толпы людей — лучшее подтверждение того, что фестиваль необходим.