Кaдр из фильмa «Oкчa»
Ты тoлькo приближaeшься к цeли, a ужe нa пoдступax к нaбeрeжнoй Круaзeтт высoчeнныe кaк нa пoдбoр стрaжи пoрядкa вeжливo прeдлaгaют oзнaкoмить иx с сoдeржимым вaшeй сумки. С пoнимaниeм oткрывaeшь, дa eщe и блaгoдaришь зa внимaниe к твoeй сoбствeннoсти. Усилeнныe нaряды сoпрoвoждaют гoстeй, рaзвлeкaющиxся нa вeчeринкax. Дeлятся они на более демократичные и предназначенные для узкого круга. Приглашения на некоторые рассылались за два месяца. На приеме в честь 70-летия фестиваля счастливых избранников угощали дыней в шампанском. А суперсвинью в конкурсном фильме «Окча» баловали хурмой. Эту свинью подложили фестивалю южнокорейский режиссер Пон Джун-хо и целая группа продюсеров, в рядах которых числится даже Брэд Питт.
Утренний показ «Окчи» начинали дважды. Десятиминутный свист и хлопки прервали сеанс. Зал ходил ходуном. Поначалу казалось, что связано это с реакцией на ужесточение требований фестиваля. Дело в том, что в каннский конкурс больше не будут попадать фильмы, прокат которых не планируется в кинотеатрах Франции, которые изначально рассчитаны на онлайн-пользователей Netflix. «Окча» как раз попадает в эту категорию. Но в итоге «саботаж» объяснялся техническими проблемами. Со второй попытки сеанс задержали на 20 минут. Помимо южнокорейских актеров в «Окче» снимались Тильда Суинтон и Джейк Джилленхол, а в числе многочисленных продюсеров не первым номером проходит даже Брэд Питт.
Обычно такие картины показывают во внеконкурсной программе в выходные дни, устраивают перформанс на Круазетт. И тут есть все для этого. Можно устроить парад свиней — такой же, как на экране. Окча – это суперсвинья и друг южнокорейской девочки, живущей в горах. Идиллия бы продолжалась, когда б не алчные представители американской корпорации во главе с героиней Тильды Суинтон, похитившие животное. В результате чудо-свинья окажется на скотобойне, но девочка вместе с добровольными помощниками спасет животное, а заодно и новорожденную свинку, родители которой, подобно узникам концлагеря, подбрасывают дитя тем, кто на воле. Очень симпатичная и гуманная картина для подростков, но все-таки странно, что она оказалась в главном конкурсе.
Конкурсная «Луна Юпитера» венгерского режиссера Корнела Мундруцо о молодом беженце Ариане. Он нелегально пересекает границу, едва остается жив, а получив несколько выстрелов в грудь, начинает летать подобно ангелу. Он встречает доктора Штерна, который пытается использовать его уникальные возможности, а потом становится едва ли не отцом, помогает ему. Парня и его настоящего отца обвиняют в терроризме после взрыва в метро. На него идет охота.
Корнел Мундруцо рассказывает: «В детстве моей любимой книгой был фантастический роман «Ариэль» Александра Беляева о маленьком мальчике, который мог летать. Так возник мой замысел. Недавно прочитал роман «Лед» Владимира Сорокина и хотел бы его снять в течение десяти лет. Может быть, получится что-то вроде трилогии — мой предыдущий фильм «Белый бог», «Луна Юпитера» и «Лед».
Одну из главных ролей у Мундруцо сыграл Мераб Нинидзе, грузинский актер, уехавший в начале 90-х из Тбилиси, где работал в Театре им. Шота Руставели, в Великобританию, а затем и в Австрию. В Вене он живет около 20 лет, снимается в европейских и российских картинах. А запомнили мы его еще по «Покаянию» Тенгиза Абуладзе. Мераб снимался у Алексея Германа в «Бумажном солдате» (сыграл русского интеллигента) и его новой картине «Под электрическими облаками». В мистической трагикомедии «ЧБ» Евгения Шелякина у него роль кавказского ангела-хранителя, который появляется в жизни русского националиста. Нурик, которого сыграл Нинидзе, во время драки натыкается на собственный нож, но Бог отпустит его на Землю в качестве ангела-хранителя русского националиста.
— Я оказался на Западе в 90-е годы, — рассказал «МК» Мераб Нинидзе. — Тогда все было гуманно. Я не ощущал себя мигрантом. Конечно, трудно, если ты говоришь на неродном языке, с трудом подбираешь слова, чтобы тебя поняли. Но надо помнить, что все мы живем на одной Земле. Я родился в СССР, Грузия — моя родина. В Европе мне часто предлагают роли русских, хотя говорю я с акцентом.
Тему беженцев продолжила британская актриса и правозащитница Ванесса Редгрейв. Спустя 51 год она вернулась на Каннский кинофестиваль, где в 1966 году получила награду за лучшую женскую роль в фильме «Морган. Подходящий клинически случай». Теперь, в свои 80, Редгрейв приехала с режиссерским дебютом «Морская печаль», где призывает проявить сострадание к беженцам. Она напоминает, что еще в 1938 году в одной из британских газет содержался призыв к правительству не отказывать евреям в праве получить убежище. Сама Редгрейв защищала права детей беженцев, потерявших своих родителей, и показывает в фильме лагерь для нелегальных иммигрантов в Кале. На подмогу она призвала Рейфа Файнса, который появляется а образе шекспировского Просперо в «Буре». Игровой фрагмент вошел в документальную картину, чтобы напомнить о вечных скитаниях человека, имеющего право на пристанище.
Ванесса Редгрейв рассказала в Каннах о своем посыле: «Многие сегодня не знают истории, и я хочу им ее напомнить. Мне 80, и пару лет назад я перенесла сердечный приступ. Так что времени в запасе почти нет. Я хочу сделать все, чтобы нашу картину увидели в школах. Сейчас сильна угроза возвращения холокоста, поскольку европейские страны шире распахнули двери для беженцев. Мы должны проявлять сострадание к ним и не допустить победы фашизма».
Смотрите фоторепортаж по теме:
Ума Турман и Андрей Звягинцев блеснули в Каннах
36 фото