Пoчeму — «мoжнo скaзaть»? Дeлo в тoм, чтo пeрвoe и eдинствeннoe публичнoe кoнцeртнoe испoлнeниe при жизни Дaвидa Кривицкoгo прoшлo 26 aпрeля 1995 гoдa — нa мeмoриaльнoм вeчeрe, пoсвящeннoм Памяти катастрофы и героизма еврейского народа во Второй мировой. Затем, уже после кончины композитора, осенью 2016-го последовало «второе рождение» — сценическая трактовка оперы-оратории, показанной в Московской и Тульской филармониях. Произведение это столь тонко и столь необъятно по стилю и замыслу (монументальное сочинение для двух хоров, трех солистов, симфонического оркестра и чтеца), что каждое последующее его прочтение — это, по сути, новый характер, новые краски, новая мощь, только подчеркивающие, что среди нас жил и творил композитор выдающегося дарования.
— Кривицкий считал, что искусство должно предостерегать людей от непоправимых поступков, — замечают организаторы вечера, — только память способна противостоять агрессии, и катастрофа в руках автора переосмысливается в высоком, библейском понимании — «Если замолкнет эхо их голосов, мы погибли». Кстати, партию чтеца исполнит народный артист Евгений Герчаков.
Музыка Кривицкого оптимистична и жизнеутвердающа, она далека от депрессивных впечатлений, хотя композитор воплотил в опере-оратории свои детские воспоминания, когда еще ребенком, в 1945 году побывал на месте этого страшного преступления: его «Бабий Яр» стал данью памяти сотням и тысячам погибшим, скорбью по близким, не вернувшимся домой в тот страшный день 29 сентября 1941 года. И несмотря на столь трагическую основу, оратория имеет удивительное свойство, — о чем не раз замечали исследователи, — «даже самые грустные мелодии не подавляют; романтический строй, экспрессивный пульс, лирические мотивы приводят к очищающему катарсису».
— Смысловая драматургия произведения складывается из последовательности сцен, разворачивающих цепь реальных трагических событий, и линию номеров — эмоциональных откликов на них, — рассказывают нам музыканты, задействованные в проекте, — в текст произведения, звучащий на русском, английском, немецком, украинском языках, идише, иврите, внедрены слова еврейских песен и молитв. Все это раскрывает трагедию Бабьего Яра как вселенскую катастрофу.
Стоит только добавить, что сам фестиваль (его худрук и идеолог — дирижер Александр Соловьев) начинается уже буквально 4 мая в БЗК: прозвучит оригинальная музыкально-поэтическая композиция «Мы вместе — Бессмертный полк» в исполнении Симфонического оркестра Минобороны совместно с тремя приглашенными хорами. 6 мая дают гала — «Нам дороги эти позабыть нельзя…» с участием возрожденного Ансамбля им. Александрова (худрук — Геннадий Саченюк). Ну а 15-го оперу-ораторию Кривицкого в постановке режиссера Цветкова-Толбина исполнит оркестр «Новая Россия» (за пультом — Владислав Лаврик) с детским хором «Пионерия» и Тульским государственным хором, а также при участии солистов — Анастасии Белуковой (сопрано), Сергея Радченко (тенор) и Романа Улыбина (бас).