фoтo: ru.wikipedia.org
Сaмый oбычный рeйс «Aэрoфлoтa» пo мaршруту Мoсквa – Бaнгкoк. Нa бoрту бoльшe 300 пaссaжирoв, бoльшинствo из кoтoрыx лeтeли нa oтдыx. Впрoчeм, были срeди ниx и рoссийскиe спoртсмeны, кoтoрыe oтпрaвлялись нa сбoры пo тaйскoму бoксу, и грaждaнe Тaилaндa, вoзврaщaвшиeся дoмoй пoслe визитa в Рoссию (кaк дeлoвoгo, тaк и прoстo туристичeскoгo). До окончания полета оставалось меньше часа, пассажирам объявили о готовящемся снижении.
— Небо было чистейшим, ни единого облачка, — говорит одна из пассажирок Катерина. — Я еще в шутку заметила соседу, что, может, сотовая связь тут будет ловить и можно послать друзьям (они ждали в бангкокском аэропорту «Суваннапум») сообщение. А потом — удар! Еще один! И людей будто выбило из их кресел. Многих вышвырнуло прямо в проход.
Уже после ЧП российские власти сообщили, мол, пострадали те пассажиры, которые не были в этот момент пристегнуты.
— Да практически никто не был пристегнут! — вспоминает пассажирка Лилия Коверникова (она не пострадала, только ушибла шею). — Не было никакого предупреждения, чтобы мы пристегнулись. Большинство пассажиров в этот момент заполняли «миграционки», сидели тихо и спокойно, готовились к приземлению.
Пассажиры вспоминают, что самолет швырнуло три раза. Кто-то из них успел зацепиться руками за спинку кресла, кто-то упал на соседа, кто-то очнулся в проходе. Выбросило кислородные маски, которые люди пытались схватить и надеть на себя. А дальше был ад: кругом кровь и крики.
Люди в первое мгновение даже не пытались помогать другу другу, потому что думали — это конец, самолет сейчас разобьется. Все прощались с жизнью. Но самого страшного, к счастью, не случилось — и лайнер приземлился. Одна пассажирка крикнула, что она медсестра, стала оказывать первую помощь (в руках у нее была собственная медицинская аптечка). Ну а на взлетно-посадочной полосе пострадавших уже ждали машины «скорой».
Смотрите видео по теме:
«Появилось видео из самолета Москва — Бангкок, попавшего в зону турбулентности»
00:24
— Все пострадавшие — а это 27 человек, среди которых 24 россияне, а трое — граждане Тайланда — доставлены в местную больницу, — рассказал дежурный посольства России в Королевстве Тайланд. — У большинства из них диагностировали переломы конечностей (в основном рук), ушибы, вывихи, сотрясение мозга. Девяти россиянам на месте была оказана помощь и они покинули лечебное учреждение. К вечеру понедельника в больнице оставалось 15 россиян, самой старшей пострадавшей 69 лет, самой маленькой — всего один годик. Четверым пассажирам самолета нужна довольно серьезная операция, она будет обязательно сделана и людям не придется за это платить. С пациентами находятся все это время сотрудники Посольства. Есть и переводчики, так что пострадавшие могут спрашивать о своем состоянии и о методах терапии тайских врачей (а медицина в Тайланде, как известно, — одна из лучших в мире).
«Медицина тут на высшем уровне, — подтверждает в своем инстаграмме московский стилист-парикмахер Маргарита Довгая (она и ее годовалая дочь — в числе пострадавших). — Мы сидели в самом хвосте самолета. Вся хвостовая часть была в крови. По счастливой случайности мы отделались ушибами, но люди рядом были с открытыми переломами. Сейчас мы в госпитале, все хорошо… Но не забыть весь тот ужас, что видели своими глазами. Это ощущение, когда летишь от пола до потолка и не контролируешь ситуацию… А рядом летают люди. Вещи. Сиденья».
Нам удалось связаться с Маргаритой:
— Я летела в отпуск вместе с дочкой Викторией. Сначала мы все думали, что она сильно пострадала. Но вот сейчас сделали рентген, оказалось, все в порядке. Отпуск мы не будем прерывать, завтра нас выпишут из госпиталя, потому что мы прошли все необходимые обследования. В Россию вернемся, как и планировали, на том же рейсе.
И все-таки, как такое вообще могло произойти? Турбулентность, которая считается в целом безобидной (пусть и неприятной) составляющей любого полета, привела к столь страшным последствиям! Можно ли было предотвратить их?
Это была так называемая турбулентность ясного неба, — говорит экс- начальник службы безопасности полетов ВВС РФ, член комиссии по расследованию авиапроисшествий генерал-майор авиации Борис Туманов. — Это когда пересекаются потоки воздуха, из-за чего образуется воздушная яма. Объясню на конкретном примере: у нас есть постоянный поток со скоростью 400 км в час, который движется из центральной России вдоль Дальнего Востока (и это учитывают даже в расписании рейсов). Так вот, если его струя пересечется с другой (а самолет летит в первом потоке), то скорость борта упадет. Явление это неожиданное, его можно зафиксировать метеозондами, но вероятность того, что они будут измерять направление потока в тот самый конкретный момент перед столкновением, ничтожна. Но это и не нужно: ничего серьезного обычно не происходит. Ну почувствует себя пару пассажиров плохо от «встряски» и все. Если бы это было столкновение с грозовым облаком — тогда другое дело (я сам однажды на самолете коснулся края облака — и истребитель бросило с 6600 до 800 метров). Почему в этом случае произошла столь мощная турбулентность — это вопрос к природе. Случившееся — редкое, почти что уникальное явление. Природа показала нам свою силу, не иначе.
Что касается экипажа (по некоторым данным, трое его членов также пострадали), то вопросов к нему, скорее всего, не возникнет. Пилотировал рейс опытный экипаж. Тем не менее Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета России заявило о начале проверки. СКР сообщило, что будут опрошены все пассажиры и члены экипажа, в деталях восстановлены обстоятельства случившегося.
Читайте материал «Кровь на потолке, сломанные носы»: опубликовано видео из Бангкока»