фoтo: Лилия Шaрлoвскaя
Всeрoссийскиe мaйскиe выxoдныe — чeм нe пoвoд oтпрaвиться в путeшeствиe. Нo кудa? Сoглaснo дaнным Aссoциaции турoпeрaтoрoв Рoссии (AТOР), нaпрaвлeниeм-лидeрoм пo числу жeлaющиx oтдoxнуть в эти дни стaлa Турция. Зa нeй слeдуют Грeция, Кипр, Чexия. Рoссия лишь зaмыкaeт тoп-5. Eсли гoвoрить o нaшeй стрaнe, тo здeсь пятeркa сaмыx вoстрeбoвaнныx нaпрaвлeний слoжилaсь слeдующим oбрaзoм: Крaснoдaрский крaй, Крым, Мoсквa, Сaнкт-Пeтeрбург и Кaзaнь.
Нaдoeлo экoнoмить нa oтдыxe
Пo слoвaм Мaйи Лoмидзe, испoлнитeльнoгo дирeктoрa AТOР, в тeкущeм гoду зaфиксирoвaн сущeствeнный рoст спрoсa нa организованные поездки за рубеж. А общий объем продаж выездных туров на май превысил показатели 2016 года аж в два раза. Спрашивается, мы что, стали больше зарабатывать? Отнюдь. Данные Росстата гласят, что реальные доходы населения продолжают существенно сокращаться — за год на 5 с лишним процентов. А ученые ВШЭ подсчитали, что у 70% российских семей доходов хватает только для того, чтобы выживать: оплачивать коммуналку и минимальный продуктовый набор. Падение уровня жизни в России налицо.
Так откуда взялся такой ажиотаж вокруг туристических поездок за рубеж? Для Ломидзе ответ очевиден: людям надоело ограничивать себя в отдыхе. Банально жители России устали экономить на себе: не хотят ждать год за годом, пока деньги появятся, цены упадут, а санкции снимут. Тем, кто к весне 2017 года еще удержался в среднем классе, нужен «мир и май» не когда-нибудь потом, а уже в этом году, и лучше проводить его не здесь.
С этой точкой зрения солидарна пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. По ее мнению, в 2017 году нашим людям на фоне замедления инфляции и укрепления рубля наконец-таки удалось понять, сколько средств им понадобится на долгожданный отдых. «Денег больше не стало, но перестала «скакать» валюта, и люди элементарно смогли подсчитать, сколько средств каждому требуется на отдых. На мой взгляд, турпоездки уже стали физиологической потребностью россиян, наравне с едой и сном, — предположила она в разговоре с «МК». — После двух провальных лет граждане очень сильно соскучились по отдыху. Надо иметь в виду, что до конца марта шла акция раннего бронирования туров, в том числе и на майские праздники, со скидкой до 40%. Те, кто решил, что они поедут, старались воспользоваться этой возможностью».
Все опять включено
Яркий показатель того, что Турция вернула себе для российского отдыхающего статус направления номер один, — повышенный спрос на туры по программам раннего бронирования. На эту страну приходится 50% объема всех предложений на лето. Что же касается майских праздников, даже с учетом далеко не жаркой погоды, Турецкая Республика опять-таки лидер по спросу — около 30% от всех продаж.
Объяснение этому лежит на поверхности. Нам удобно, мы привыкли. Сервис, что уж тут таить, на порядок выше, чем тот, который предлагают российские курорты. Система «все включено» — привлекательный фактор для тех, кто не хочет или не может себе позволить лишних трат на отдыхе.
«Открытие Турции — очень важный фактор этого турсезона. Их туристическая отрасль подстраивается под российский рынок, предлагает очень хорошие цены и даже меняет их и делает спецпредложения, если темпы продаж ее не устраивают. Такой гибкий подход выгодно отличает турецкую отрасль от российских курортов, которые, если уж установили цены, больше к этому вопросу стараются не возвращаться», — рассказывает Ирина Тюрина.
Подобная активность турок, естественно, способствует оттоку туристов с наших курортов. На помощь отечественной туротрасли в очередной раз приходит большая политика. Поскольку геополитические расклады снова перевели Анкару из друзей Москвы в недруги, то в прессу просочилась информация о возможной остановке чартерного авиасообщения между странами. Отраслевые эксперты уже охарактеризовали эту перспективу как «беспрецедентный туроблом». Но, даже несмотря на это, массового аннулирования туров не случилось, да и вряд ли подобное произойдет. «Туры, купленные по акции раннего бронирования, не предполагают возврата денежных средств. Будет просто аннуляция по желанию заказчика, и он потеряет все деньги. Это зафиксировано в договоре, — пояснила «МК» пресс-секретарь РСТ. — Если все-таки на государственном уровне будет принято решение об остановке чартеров, тогда другое дело. В этом случае туроператоры будут обязаны предлагать клиентам варианты: возврат денег, другие направления, перерасчет средств».
Если же говорить о том, какое направление сможет российскому отдыхающему заменить Турцию, в первую очередь на ум приходит Египет. Да, пока Страна пирамид закрыта для туристов из нашей страны, но в прежние годы она занимала лидирующую позицию в рейтинге привлекательности у россиян. К альтернативным вариантам можно отнести Тунис и Болгарию, которые уверенно вошли в первую десятку самых популярных направлений.
От Таиланда до Норвегии
Впрочем, не Турцией единой будет жить в майские праздники российский турист. Часть отдыхающих отправится в страны Средиземноморья — в частности, в Грецию. Число забронированных туров в эту страну выросло в среднем на 20% по сравнению с прошлым годом. Не менее интересен россиянам Кипр: спрос вырос на 40%. Раньше эта страна отпугивала среднестатистического российского туриста сравнительно высокими ценами, но в этом году стоимость тура на дни весенних праздников начиналась от 19 тыс. рублей, при учете его ранней брони.
Те, кому не интересен пляжный отдых, отправятся в экскурсионный тур в Чехию. Это третье по популярности направление у наших туристов на дни майских праздников, объем продаж таких туров увеличился в 3 раза. Спрос возрос и на дорогостоящие экскурсионно-познавательные маршруты. В среднем на 15% выросли продажи путевок во Францию, Великобританию, Германию, Испанию и Италию. Даже такие не массовые и дорогие направления, как Норвегия, Швеция, Дания продемонстрировали увеличение спроса на 1–2%.
Если же говорить о предпочтениях в зависимости от региона проживания, то жители Сибирского, Дальневосточного федеральных округов, а также Урала массово проголосовали рублем за Таиланд.
Безусловно, у каждого направления есть своя клиентура, но пляжные направления у наших туристов в приоритете. Русскую речь в период майских праздников 2017 года можно будет услышать в Турции, Таиланде, Индии, Греции, Тунисе, Вьетнаме, Доминикане, на Кипре и в ОАЭ.
Цены европейские — сервис советский
Пока выездной туристический рынок оживает, внутренние курорты испытывают противоположенные ощущения. Согласно исследованию международного портала по поиску билетов и отелей, две трети отечественных путешественников улетят на майские праздники за границу. «Поездки в другие города страны планируют 32% россиян, тогда как оставшиеся 68% предпочли отдохнуть за рубежом», — отмечают в компании. В минувшем году путешествие по России в период майских выходных предпочли 37% наших соотечественников.
Число желающих отдохнуть в пределах родной страны падает, так как открыта Турция с ее системой «все включено» и ценой, соответствующей качеству, а также возросшими ценами на отдых в РФ, при сервисе, который остался на прежнем, в основном еще советском уровне. Не случайно Россия заняла лишь пятое место по объемам продаж туров на майские праздники. Краснодарский край — традиционный лидер по спросу у российских отдыхающих. Хотя снижение продаж наблюдается на всех направлениях. Наиболее ощутимо оно на курортах Крыма.
Ответ на вопрос, почему наши курорты повышают ценник на туры в тот момент, когда спрос на путешествия по стране падает, лежит на поверхности. По сей день Запад не снял санкции с ряда граждан России. Многие госслужащие, спецслужбисты, бизнесмены могут отдохнуть только на родине, а следовательно, они и будут платить за себя и членов своих семей. Существует также немалый пласт граждан, которые боятся ехать за рубеж из-за террористического фактора. Помимо прочего, по сей день около 72% россиян даже не имеют загранпаспортов. Этим и пользуются отечественные представители туристического рынка, которые подняли ценник на 20–30%, что очень ощутимо для потребителя. Как говорят знатоки вопроса, наши туроператоры предпочитают действовать таким образом: сперва они неприлично задирают цены, а с наступлением турсезона к ним приходит осознание, что доходность катастрофически падает, после чего они вынужденно снижают стоимость своего продукта. По мнению Ломидзе, компании, которые в этом году не доберут этих денег к следующему, «будут «шелковыми» и снизят цены». Правда, увы, сегодняшних отдыхающих это не коснется.
Если же говорить о датах, на которые туристы планируют поездки, то тут сложилось несколько тенденций. Те, у кого в приоритете отечественные курорты, делят отдых на два периода: на «первые майские» берут 4–5 дней, для поездки в теплые края (например, Краснодарский), на «вторые» берут 2–3 дня на тур по России, где в лидерах по спросу города Золотого кольца и Москва. Граждане, предпочитающие отдых за рубежом, преимущественно «эмигрируют» с 28 апреля по 10 мая включительно.
Правда, тратить в поездках жители нашей страны стали ощутимо меньше. Согласно исследованию Международной туристической организации ООН (ЮНВТО), в 2016 году путешественники из России сократили расходы в зарубежных поездках на треть — до $24 млрд. Этому способствовал экономический кризис, а также слабевший весь прошлый год курс рубля.
Читайте материал «Совфед предложил возвращать до 120 тысяч рублей за отдых на родине»