Сцeнa из спeктaкля «Истoрия лoшaди». Фoтo: прeдoстaвлeнo Тeaтрoм дрaмы им. М.Гoрькoгo, Сaмaрa
Мюзикл «Бeлый. Пeтeрбург» пoстaвлeн учeникoм Гeoргия Тoвстoнoгoвa Гeннaдиeм Трoстянeцким в Тeaтрe музыкaльнoй кoмeдии Сaнкт-Пeтeрбургa пo мoтивaм рoмaнa Aндрeя Бeлoгo «Пeтeрбург». Либрeттo нaписaл Кoнстaнтин Рубинский, музыку — пoкoйный Гeoргий Фиртич, извeстный ширoкoй публикe как композитор фильма «Золотой теленок» Михаила Швейцера, мультфильма «Приключения капитана Врунгеля».
Уже в самом начале хор поет: «Пришло наше время устроить террор». Это спектакль об охваченной хаосом стране, поставленной революцией на дыбы, где рабочие участвуют в стачках, а Петербург — все тот же город-фантом. Художник Олег Головко воздвиг на сцене колонны, ставшие экраном для видеопроекций. Петербург предстает во всей красе с особняками и домами-колодцами. На Дворцовую площадь 9 января 1905 года выходит народ, который будет расстрелян. Пушки не запалят. Расстреляют при помощи музыкальной дроби. Тикают часы — бомба вот-вот взорвется. В клубах белого дыма проплывет гондола. Все-таки Петербург — Северная Венеция. Прозвучат строки Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». А потом будет бал, появится венценосная пара — Николай II с императрицей, что вызовет оживление и смех в зрительном зале. Кому-то покажется, что это уж слишком. У сенатора Аблеухова сложные отношения с сыном Николенькой, готовым к любой анархии и взрыву бомб. Провокатор Липпанченко нарезает ломтями арбуз, смачно его ест. Арбуз настоящий, но запаха не чувствуется.
Сцена из спектакля «Белый. Петербург». Фото: предоставлено Театром драмы им. М.Горького, Самара
В повседневную жизнь неожиданно входят «боги». Пушкин с кудрявой головой проезжает на коньках, напоминая юродивого из «Бориса Годунова». На сцену влетит Гоголь на птице-тройке, промчится как вихрь. В окне появится лицо Достоевского, не живого актера, а в виде проекции на экране. Он выкрикнет: «Тварь я дрожащая или право имею?» — и начнет азартно метать топорики с балконов, как перочинные ножи. Мы в фантасмагорическом городе. На сцене появится Ленин с женой Надей, еще молодой Коба — Сталин. На экране парадом пройдут советские люди с портретами вождя. Вся жизнь страны промчится птицей-тройкой перед глазами и завершится кошмаром наших дней. Вот прощаются с друзьями солдаты современных войн, на экране — развороченный взрывом самолет, на борту которого, возможно, находились артисты ансамбля им. Александрова, и, наконец, вагоны питерского метро — кадры, обошедшие все выпуски новостей. Цепочка терактов — один за другим. В финале зал встал, долго аплодировал артистам и жертвам страшной трагедии в питерском метро, кто-то плакал. Актеры на сцене стояли плечом друг к другу. Такие моменты неповторимы.
В музыкальной номинации участвуют два драматических театра. Еще предстоит увидеть мюзикл Александра Журбина «Биндюжник и король» по мотивам сочинений Исаака Бабеля, поставленный Романом Феодори в Красноярском театре юного зрителя. А легендарный Самарский театр драмы им. М.Горького, гремевший во времена многолетнего руководства Петра Монастырского, привез «Историю лошади» по мотивам повести «Холстомер» Льва Толстого в постановке Сергея Грицая. Посмотреть спектакль пришли Марк Захаров с дочерью Александрой, поэт Илья Резник и другие известные люди. Интересно же, как сегодня прозвучит новая версия после легендарного спектакля БДТ времен Товстоногова, где гений русской сцены Евгений Лебедев играл пегого мерина. Тогда инсценировку сделал Марк Розовский, звучали стихи Юрия Ряшенцева. Над самарской «Историей лошади» работала новая команда из Питера. Музыку написал Игорь Пономаренко. Сергей Грицай отвечал за хореографию. Художник Александр Орлов соорудил на сцене балетный класс со станками и зеркалами. Это подвижная конструкция становится то конюшней, то ипподромом, трансформируется в театр. У лошадей — почти человеческая жизнь: людские разговоры и проблемы, любовь с первого взгляда, зависть, соперничество. Молодой и некрасивый жеребец с клеймом «пятнистый» полюбил красавицу-лошадку из генеральских, испортил породу — и теперь будет кастрирован. В БДТ уже не юная Валентина Ковель играла Вязопуриху, а также Матье и Мари. Здесь лошадки исключительно молодые и резвые. А Матье играет актриса Надежда Якимова, в лошадином стане не замеченная. В розовой балетной пачке с крылышками за спиной она сбежит от князя с любовником, и даже щедрые подарки ее не остановят. Это смелый режиссерский ход — выпустить актрис в балетных пачках, целый сонм сильфид, поставить их на пуанты так, чтобы это не вызвало в зале смех.
Мерина очень жаль. Его хозяева сменяют один другого. И любви его лишили, и ласки ни от кого не дождешься. Разве что с князем Серпуховским, которого играет звезда самарской труппы Александр Галко, Холстомер переживет минуты взлета. Главную роль сыграл талантливый и фактурный молодой артист Владимир Морякин, заслуженно выдвинутый как исполнитель лучшей мужской роли, что не обо всех претендентах на «Маску» скажешь. В былые времена после таких работ артистов приглашали на работу в Москву.