фoтo: pixabay.com
— Eлeнa Влaдимирoвнa, Дeнь дурaкa (oн жe Дeнь смexa) сeгoдня прaзднуют вo всeм мирe. Гдe, кaк и кoгдa oн пoявился впeрвыe?
— Прaздник этoт нe рoссийский, a мeждунaрoдный — этo извeстнo тoчнo. А вот как он появился, досконально не установлено. По одной из самых распространенных версий, 1 апреля как День дурака начали отмечать в средние века, когда Европа перешла на григорианский календарь, переместивший празднование Нового года на 1 января. Между тем многие недалекие люди и после этого продолжали отмечать Новый год по-старому — 1 апреля. Вот их за это и стали вышучивать, разыгрывать и называть дураками, а сама дата 1 апреля превратилась в День дурака.
— А когда этот праздник попал в нашу страну?
— Россия ввела его одной из последних европейских стран: лишь на Востоке этот день стали отмечать еще позже — только в ХХ веке. У нас же, как и многие другие европейские традиции, он был введен Петром I. С его эпохи и пошло, что на 1 апреля россияне стали разыгрывать друг друга, шутить, дарить дурацкие подарки. Кстати, стихотворение на эту тему есть даже у Пушкина.
— Говорят, что День смеха в нашей стране отличается от европейского, поскольку связан с таким чисто российским персонажем, как домовой?
— Я к этой сравнительно новой гипотезе отношусь скептически. Днем рождения домового считается ночь с
ц9 на 10 февраля. А 1 апреля, как уверяют сторонники этой гипотезы, — день его именин. И в этот день, чтобы он не рассердился и нас не обижал, его необходимо задобрить и рассмешить: много шутить, почуднее одеться и т.д. И тогда, дескать, он не сделает нам зла. Но ведь именины — это день ангела-хранителя, носящего определенное имя. А у домового-то какое может быть имя?
— Может, эта теория — тоже чья-то первоапрельская шутка?
— Кстати, о первоапрельских шутках. В 50-е годы произошел грандиозный скандал. 1 апреля одна из радиокомпаний США сообщила о небывалом урожае макарон в Италии. И многие поверили, а некоторые чиновники даже стали готовить официальные запросы.
— Люблю американцев! Но чем можно объяснить общечеловеческую потребность в праздниках вроде 1 апреля?
— Сознание человека крайне мифологизировано! Ему необходимы сказки, а потому, когда эпоху мифов сменили традиционные религии, мифологизация человеческого сознания только усилилась. Создавать дополнительные позитивные эмоции — естественная человеческая потребность. Да и особенностью массовой культуры является постоянное создание все новых и новых мифов. Помните бронзовую скульптуру собаки на станции метро «Площадь Революции»? В наши дни ее нос блестит, отполированный прикосновениями десятков и сотен тысяч тех, кто верит в миф, что это приносит удачу. А вот во времена моего детства этот миф еще не родился, и нос ничем не выделялся из всей этой собачьей фигуры.
— Можно ли оценить степень популярности 1 апреля в нашей стране?
— 1 апреля — праздник массовый, карнавальный, поэтому для его празднования нужен коллектив. В советские времена он был очень популярен в различных учреждениях, вроде того, что показано в фильме «Служебный роман». Вот там уж оттягивались вовсю! В нынешних офисах он, конечно, тоже очень распространен, но уже меньше, чем тогда: повысилась социальная разобщенность.
— А какие возрастные группы чаще отмечают 1 апреля?
— Те, кому за 30 и старше. Сегодня это уже не молодежный праздник — возможно, потому что его не очень активно поддерживает интернет-сообщество.
— Но, может, нынешние дети со временем еще до него дорастут?
— Вполне возможно! Все зависит от того, как пойдут социальные процессы в нашей стране.
Именно Пушкину приписывается первое поэтическое упоминание Дня дурака:
Брови царь нахмуря,
Говорил: «Вчера
Повалила буря
Памятник Петра».
Тот перепугался.
«Я не знал!.. Ужель?» —
Царь расхохотался:
«Первый, брат, апрель!»