— Свeтлaнa, у фильмa двoйнoe нaзвaниe. Тaк o чeм вaшa кaртинa — o «купцe» Дягилeвe или eгo музee?
— Пoнимaeтe, снимaть o Дягилeвe труднo — тeмa дaлeкo нe нoвaя, oб этoм чeлoвeкe ужe сдeлaнo нeмaлo фильмoв. Кaк прaвилo, в oснoвe сюжeтa либo eгo биография и личная жизнь, либо художественные открытия и новаторства в его проектах. Мне хотелось найти новый ракурс. Так появилась идея сделать фильм «Купец на все времена» — где речь идет о Дягилеве как о гениальном продюсере, пиарщике, предпринимателе — одним словом, «купце». А «виртуальный музей» — это форма рассказа. В мемуарах Сержа Лифаря мне понравилась история о том, что Дягилев обсуждал с соратниками возможность появления своего музея, шутил, что в экспозиции окажутся разве что его старые туфли и разбитые очки.
Ведь он всю жизнь работал как проклятый, создавал проекты, которыми восхищался весь мир, но своими руками почти ничего не сделал. И я подумала, почему бы не снять фильм-музей, где на стендах и в витринах вместо экспонатов — сцены из его жизни. А «экскурсию» по залам ведут «гиды» — знаковые фигуры из разных сфер искусства, связанных с деятельностью Сергея Павловича: Эдвард Радзинский, Николай Цискаридзе и Александр Васильев.
— Почему вы выбрали именно этих рассказчиков?
— Мне не хотелось идти по обычному пути, когда закадровый текст, озвученный диктором, чередуется с небольшими вставками интервью. Это немного обезличивает историю. Гораздо интереснее видеть героев, говорящих от первого лица. Тем более если они гениальные рассказчики. У самого Дягилева по понятным причинам взять интервью уже нельзя, поэтому о нем рассуждают трое современных дягилевых. Конечно, в кадре не только интервью, но и хроника, фотографии, редкие кадры спектаклей дягилевской антрепризы, съемка экспонатов из различных музеев, фрагменты великолепного проекта Андриса Лиепы «Русские сезоны XXI века».
— Для вас это первый полнометражный документальный фильм. Не было ли боязни (взгляд снизу вверх), свойственной всем нам, когда работаешь с такими легендарными личностями?
— Нет, все участники быстро откликнулись на предложение сниматься, и при этом совершенно безвозмездно: наверное, тема показалась им интересной. Страха не было: я тележурналист и за время работы на канале «Культура» имела счастье общаться с величайшими людьми. А съемка документального фильма мало чем отличается от записи телевизионного интервью. Возможно, снимать фильм даже легче, потому что можно полгода, год работать над одной темой. Есть время погрузиться в материал, подготовиться и сосредоточиться. Так что по сравнению с журналистикой документальное кино просто курорт.
Сценарий этого фильма я написала пять лет назад, как раз к прошлому юбилею Дягилева. И с тех пор искала возможность его экранизировать. Периодически кто-то из продюсеров начинал интересоваться проектом, но потом все это плавно угасало. И вот в дягилевский год благодаря поддержке Министерства культуры у нас появилось финансирование.
— Почему вас заинтересовал Сергей Дягилев? Что вы чувствовали к нему до начала съемок и после?
— Мне очень нравится фраза Булгакова из «Театрального романа»: «Героев своих надо любить; если этого не будет — вы получите крупнейшие неприятности, так и знайте». Так что я бы никогда не стала делать фильм о человеке, к которому не испытывала бы огромное восхищение и интерес. А вот сам Сергей Павлович, кажется, поначалу был не доволен, что о нем затеяли фильм. Он не любил кинематограф и не позволял снимать свои спектакли, особенно Нижинского. Дягилев понимал, что будет меняться эстетика танца, и опасался, что, если останутся видеозаписи, исчезнет миф о его труппе. А если никто из потомков не увидит его спектаклей — танцовщиков обожествят. Так и получилось.
Так вот, в первый съемочный день у нас было интервью с Александром Васильевым, снимали его с двух камер, и та, к которой был подключен микрофон, записала все видео и звук с браком. Почему — никто из группы так и не понял. Мистика. Узнали мы об этом только на следующий день, когда Александр улетел в Швейцарию и перезаписать интервью было уже невозможно. Пришлось полтора месяца по крупицам собирать звуковую дорожку; хорошо, что все удалось исправить. Думаю, Дягилев, который славился своим упорством, все же оценил наши старания и сменил гнев на милость.
— Когда будет премьера?
— 3 апреля в Петербурге я представляю фильм в Академии русского балета в рамках Дягилевской конференции. Это будет первый публичный показ проекта, и я очень рада, что он пройдет именно в стенах Академии имени Вагановой, у Николая Цискаридзе, где мы снимали часть фильма и где нас тепло встретили. А московскую премьеру фильма планируем провести в конце мая в «Иллюзионе». Надеюсь, что фильм примет участие в кинофестивалях, но об этом пока не говорю вслух, чтобы не спугнуть удачу.