фoтo: Свeтлaнa Xoxрякoвa
В нoминaции «Лучший игрoвoй фильм» фигурирoвaлo шeсть кaртин: «Дaмa Пик» Пaвлa Лунгинa, «Дуэлянт» Aлeксeя Мизгирeвa, «Кoллeктoр» Aлeксeя Крaсoвскoгo, «Мoнax и бeс» Никoлaя Дoстaля, «Рaй» Aндрeя Кoнчaлoвскoгo, «Ученик» Кирилла Серебренникова. Награду вручал кинорежиссер и «оскароносец» Владимир Меньшов по-быстрому. Он прекрасно понимал, что церемония затянулась, и до закрытия метро оставался час. Меньшов переживал за коллег, которым надо как-то добраться домой. Счастливый Кончаловский стоял на сцене с двумя «Никами» в руках и особенно благодарил свою жену Юлию Высоцкую, сыгравшую главную роль. Без нее «рая» бы не было. Кончаловский не устает повторять, что рана холокоста не должна быть забыта, ради этого он и снимал свой фильм. .
Награду в номинации «Лучшая режиссерская работа» вручал Сергей Юрский. Он произнес прекрасную речь о том, что режиссерская профессия появилась на свет из распорядителей в театре, отвечавших за то, кто и за кем выходит: «А теперь они стали богами. Вот истинный бог – Сокуров». Победил же Андрей Кончаловский с фильмом «Рай». И говорил он не о себе и своей картине, а о Сокурове, который в этот вечер получил «Нику» в почетной номинации «Честь и достоинство».
«Лучшая сценарная работа» — у Юрия Арабова, фильм «Монах и бес». Наш выдающийся сценарист говорил о том, что от каждого из нас многое зависит.
«Лучшую музыку к фильму», по мнению киноакадемиков, написал Эдуард Артемьев к фильму «Герой». На церемонии сам он не присутствовал. А вручавший награду Сергей Скрипка радовался тому, что в кино наконец-то возвращается оркестровая музыка: «Синтезатор — это эрзац, поцелуй через стекло» Радовался Скрипка и тому, что нынешние номинанты знают ноты — «уже приятно». Не секрет, что в кино часто работают и совсем другие «композиторы».
«Ника» за «Лучшую мужскую роль» — у Тимофея Трибунцева, «Монах и бес». «Лучшая женская роль» — у Юлии Высоцкой в фильме «Рай».
«За вклад в кинематографические науки, критику и образование» отметили кинокритика Андрея Плахова. Он вспоминал Элема Климова, говорившего с властью не с лизоблюдских позиций, а мужских. Если бы не он, то не было бы профессиональной премии «Ника», были бы только государственные награды.
Спецприз Совета академии «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» получил кинорежиссер Александр Митта из рук Вадима Абдрашитова, который говорил о порядочности и честности лауреата, о том, что каждая его картина как дебют, в ней всегда есть что-то новое. В этот день у Александра Наумовича был день рождения, и его ученики, а среди них — новоиспеченные лауреаты « Ники» Елена Коренева и Павел Бардин, вывезли на сцену торт.
Церемония шла неспешно. Второе отделение началось в 22.50. Ведущий церемонии Юлий Гусман успокаивал кинематографистов: «Здесь прекрасные кресла – заночуем». На выкрики из зала «есть хотим» он невозмутимо отвечал, что еда будет только утром в метро. Многие лауреаты, получив награды, покинули театр. А вот Александр Сокуров мужественно продержался до самого финала. Завершилось действо после полуночи.