фoтo: ru.wikipedia.org
Чaк Бeрри
Пo прoсьбe рoдныx и близкиx причинa смeрти нe oглaшaeтся. В истoрию дaвнo вoшлa фрaзa Джoнa Лeннoнa: «Eсли пoпытaться пoдыскaть рoк-н-рoллу другoe нaзвaниe, тo этo будeт имя Чaкa Бeрри». Oднaкo oнa ужe тoгдa лишь стaлa подтверждением факта: гений этого артиста был в том, что он сумел заложить основы рок-н-ролла. Созданная им в 1955 году песня «Johnny B. Goode» не только стала лучшей гитарной композицией всех времен по версии зарубежного журнала «Rolling Stone», но и была записана на золотой пластинке зонда «Вояджер», отправленного в космос, как один из лучших музыкальных образцов, когда-либо созданных человечеством. В списке «100 величайших исполнителей» музыкант занимает 5 место, кроме того, он стал одним из первых людей, включенных в Зал славы рок-н-ролла, а также вошел в Зал славы премии «Грэмми» за особый вклад в музыку и развитие индустрии звукозаписи.
Вся его уникальная жизнь, которая обросла историями на грани мифа и реальности, сама могла бы послужить основой сразу для нескольких рок-боевиков. Он родился в многодетной негритянской семье в 1926. В 1941 дал свой первый концерт, а в 1944, еще учась в школе, ограбил с друзьями в Канзасе, используя сломанный пистолет, три магазина и угнал машину, за что вся компания была осуждена на 10 лет тюремного заключения. Находясь под арестом, Берри продолжал свои музыкальные опыты, собрал квартет, и в 21 год его освободили досрочно. Выйдя на свободу, Чак женился, вскоре у них с супругой родилась дочь, и он активно зарабатывал на жизнь, берясь практически за любую деятельность – был рабочим на автомобилестроительном заводе, косметологом, а параллельно стал играть в небольших клубах Сент-Луиса, приправляя традиционное кантри блюзовыми элементами.
В 1953 он создал с Джонни Джонсоном Johnnie Johnson Trio, а в 55 познакомился с владельцем блюзового лейбла Chess Records Леонардом Чессом и записал знаменитый сингл «Maybellene», который сразу занял 1 место в американском хит-параде и был распродан тиражом более 1 млн. экземпляров. Окрыленный успехом, Чак стал один за другим выпускать хиты – «Thirty Days», «Roll Over Beethoven», «Brown Eyed Handsome Man», «Rock and Roll Music», «Sweet Little Sixteen» и др. Параллельно Берри много путешествовал с гастролями и снялся в фильмах «Рок, рок, рок» и «Давай, Джонни, давай!».
На пике славы он, по злой иронии судьбы, оказался вмешанным в судебное разбирательство, которое было связано с гардеробщицей его клуба в Сент-Луисе, занимавшейся проституцией. Артиста оштрафовали на 5 000 долларов и приговорили к 5 годам заключения. В итоге он провел в тюрьме 3 года, но в этот самый момент, несмотря на вынужденную паузу в карьере, произошло так называемое «британское вторжение». Кавер-версии на знаменитые композиции Берри стали исполнять буквально все новые английские группы, в том числе The Beatles и Rolling Stones, заявлявшие о колоссальном влиянии, которое оказал на них Чак. Все свои многочисленные альбомы и синглы он активно записывал до 1979 (всего – 51 сингл и 20 студийных пластинок), а потом полностью сконцентрировался на гастрольной деятельности и выходил на сцену, пока позволяли силы, посетив с несколькими концертами в последние годы жизни и Россию.
Берри растворился в мировой культуре, пустив в нее свои корни: именно под его композицию «You Never Can Tell» танцуют свой знаменитый танец в «Криминальном чтиве» Джон Траволта и Ума Турман, в фильме «Назад в будущее» Чаку звонит в 1955 его двоюродный брат Марвин и дает послушать «Johnny B. Goode», которую исполняет Марти Макфлай, артист стал персонажем картины «Кадиллак Рекордс» и песни отечественной рок-группы «Алиса» «Снова в Америке». О нем известно очень много любопытных фактов. Например, показательно, что его музыку слушало как белое, так и темнокожее население Америки, Берри объединял его своими песнями, в которых, кстати, первым поднимал такие проблемы, как переживания молодежи, до него этого не делал никто.
Прилетая в каждый новый город на гастроли, Чак обязательно находил понравившуюся ему местную команду и джемовал вместе с ней. Он всегда выступал за 2000 долларов, вне зависимости от объема зала и количества публики. Самым успешным у музыканта стал альбом «The Chuck Berry London Sessions». Помимо нескольких клубов, он открыл свой развлекательный центр «Берри Парк». История легенды продолжает жить и в его песнях, и в памяти современных музыкантов по всему миру, на которых он оказал мощнейшее влияние.