«Мы сeйчaс тoлькo рaзгoвaривaли с Oлeгoм Влaдимирoвичeм (Дeрипaскoй, глaвoй группы «Бaзoвый Элeмeнт». — Прим. рeд.) и Виктoрoм Aлeксaндрoвичeм (Тoлoкoнским, губeрнaтoрoм Крaснoярскoгo крaя. — Прим. рeд.) пo пoвoду aэрoпoртa. Oчeнь xoрoшaя синeргия oбычнo вoзникaeт, eсли крoмe oднoгo видa трaнспoртa мoжнo пoльзoвaться и другим, и дoстaвкa пaссaжирoв, и выeзды из зoны aэрoпoртa. Рeчь идeт o вoзмoжнoй жeлeзнoдoрoжнoй вeткe к aэрoпoрту», — скaзaл прeзидeнт Путин и поручил министру транспорта Максиму Соколову выступить организатором усилий всех возможных участников проекта — Минфина, правительства края, оператора аэропорта группы «Базовый Элемент» Олега Дерипаски и РАО «РЖД».
«МК» опросил экспертов, и вот что оказалось. Как пояснили в «БазЭл », работа с региональными и местными властями, а также с партнерами аэропорта по обеспечению транспортной доступности ведется уже давно по нескольким направлениям. Так, для удобного автомобильного движения в районе нового терминала будет организовано несколько удобных развязок, парковки на 1800 машиномест и удобные подъезды для общественного транспорта. Для строительства железнодорожной ветки и ввода ее в строй потребуется как минимум 1,5-2 года при условии, что нужно начинать проектирование уже сейчас. Кроме того, остается пока открытым вопрос источников финансирования.
Представитель «БазЭл» рассказал, что летом 2016 года было подписано соглашение о намерениях: между аэропортом Емельяново, аэропортом Черемшанка и Красноярской железной дорогой по началу проработки вопроса строительства железнодорожной ветки к аэропорту. Были созданы рабочие группы, которые исследуют возможности проекта. На данный момент есть пока предварительные варианты трассировки. В ближайшее время партнеры планируют выбрать финальный вариант прохождения трассы в зависимости от предполагаемого пассажиропотока, грузового потока, длины трассы и стоимости ее строительства.
Проект строительства железнодорожной грузопассажирской ветки в красноярский аэропорт обсуждается еще с 2013 года. Одним из первых идею строительства железнодорожного сообщения между Красноярском и аэропортом озвучил начальник Красноярской железной дороги Владимир Рейнгардт. По его оценкам, стоимость проекта могла бы достичь десятков миллиардов рублей.
Весной 2016 года заместитель начальника Красноярской железной дороги Лев Ткачев упоминал, что говорить о запуске аэроэкспресса можно только после достижения пассажиропотока аэропорта Емельяново в 3,5 млн пассажиров. По итогам 2016 года пассажиропоток аэропорта Емельяново составил чуть более 1,8 млн пассажиров. Тем не менее сейчас проект находится в стадии активной проработки.
Специалисты пришли к мнению: для того чтобы сделать проект более реалистичным, пришлось изменить общую концепцию. Если ранее в проекте учитывался аэроэкспресс, аналог действующим в Москве, Казани, Сочи и Владивостоке, то сейчас Красноярск планирует обычную пригородную электричку, которая может быть не только не менее комфортабельной, чем скоростной поезд, — с бесплатным Wi-Fi и водой, но и более выгодной для всех категорий граждан, а не только для клиентов аэропорта. Она будет интегрирована с системой наземного городского транспорта города, и вместе с проектом «Городская электричка» станет надземной альтернативой метро. У новой концепции есть экономические преимущества. В отличие от специализированного дорожного полотна, необходимого аэроэкспрессу, электричка может ходить по обычным путям общего пользования. Это существенно расширяет возможности использования инфраструктуры, в частности, планируется создать логистический центр на базе аэропорта Черемшанка и вывести часть грузовой работы из города. А остановочные пункты на территории Емельяновского района добавят пассажиропоток на пригородном сообщении.
Один из источников в рабочей группе будущего проекта уточнил, что на первом этапе железнодорожную грузопассажирскую ветку можно использовать в основном как дополнение мультимодального логистического центра в аэропорту Красноярска железнодорожным видом транспорта. Дополнительные мощности по обслуживанию грузов крупнейших предприятий края, и в первую очередь металлургических компаний, дадут прирост объемов груза за счет мультимодальности. А возможность организации на базе аэропортового комплекса так называемого сухого порта для накопления грузов, в том числе для программы «Северный завоз», даст синергетический эффект по повышению эффективности транспортных и металлургических предприятий Красноярского края.
Как пояснили специалисты — это возможный перевод грузоперевозок за пределы города, который существенно повлияет на улучшение транспортной составляющей Красноярска, снизит нагрузку на городские дороги и сократит расходы бюджета на восстановление дорожного полотна. Помимо этого, вывод грузовой работы за пределы столицы края значительно улучшит непростую экологическую ситуацию в городе.
По мнению опрошенных «МК» экспертов, не только одним аэропортом может прирасти и самоокупиться предложенное президентом сообщение. Открытие пригородного сообщения, интегрированного с внутригородским пассажирским транспортом, с населенными пунктами на пути к аэропорту, существенно повысит обеспечение транспортной доступности динамично развивающегося Емельяновского района и может привести, в том числе, и к росту интереса девелоперов по увеличению застройки в населенных пунктах района. Добавить к этому постоянный растущий пассажиропоток Емельяново с доступом пассажиров к пригородной электричке и постоянные перевозки работников аэропорта и предприятий, работающих в аэропорту утром и вечером, и реализация проекта уже видится специалистам не такой уж и бесперспективной. Напомним, что новый терминал Емельяново площадью более 58 тыс. кв. м рассчитан на пропускную способность до 4,5 млн пассажиров в год. За два года, к 2019 году, узнаваемость Красноярского края и, соответственно, приток туристов значительно возрастет — на «дрожжах» Универсиады и посещения уникальных природных мест края. Перспективным даже проглядывается железнодорожное сообщение с базой отдыха «Озеро-парк» (Семирадкое), одним из популярных мест отдыха красноярцев.
Один из участников рабочей группы из числа компаний, озвученных президентом, рассказал «МК», что рассматриваются два предварительных варианта трассировки от станции Бугач до аэропорта Емельяново, как конечной станции. Максимальный годовой пассажиропоток специалисты оценивают до 500 тыс. пассажиров в год и отмечают, что основной приток финансовых средств поступит именно от перевозки грузов, а не от пассажирских перевозок.
Перспективы проекта озвучил после визита президента России глава заксобрания Красноярского края Александр Усс: «Сегодня над Красноярском «пролетает» порядка 4 млн тонн грузов, и логистический грузовой центр может обрабатывать 2–2,5 млн тонн. Красноярск географически находится в уникальном месте. С одной стороны, это кросс-полярная трасса — перелеты из Северной Америки в Юго-Восточную Азию. С другой стороны, Транссиб. Это масштабный федеральный проект, который обеспечит толчок в развитии Сибири. Это и свободная экономическая зона с соответствующим льготным режимом для растаможивания грузов, и многое-многое другое».
Проект новой грузопассажирской ветки достаточно перспективный, но кто будет финансировать и каков период самоокупаемости проекта — еще предстоит посчитать.