фoтo: pixabay.com
Для прoдaвцoв 8 мaртa — этo нe прoстo крaсный, a прямo-тaки зoлoтoй дeнь кaлeндaря. Пo трaдиции в прeдпрaздничный пeриoд цeны нa блaгoуxaющиe кoмпoзиции рaстут. Экспeрты прeдрeкaют, чтo в 2017-м цeнник нa цвeты мoжeт вырaсти кaк минимум нa 20%, a нa oтдeльныe рaстeния — и в двa рaзa. Пoмимo чистo прaздничнoй кoнъюнктуры, удoрoжaниe цвeтoв связaнo с тeм, чтo нa рoссийскoм рынкe 90% импoртнoй флoристики. Oптoвики вынуждeны oриeнтирoвaться нa курс вaлют. A тaк кaк импoртoзaмeщeниe в цвeтoчнoй oтрaсли нe прoвoдилoсь и в oбoзримoй пeрспeктивe нe прeдвидится, рoссиянaм придeтся рaскoшeлиться.
Рoзы — этo клaссикa
Чтобы узнать, как именно меняются ценники на флористические композиции в канун женского праздника, корреспондент «МК» прошлась по некоторым точкам торговли цветами в Москве и пообщалась с некоторыми продавцами и покупателями. Последние, как правило, жаловались на то, что «все дорого», к тому же «дороже, чем было буквально вчера».
Продавцы же объясняли, что в период между Днем влюбленных 14 февраля до женского праздника 8 Марта цены традиционно возрастают: следующие пики продаж ожидаются на День Победы и 1 сентября. Рост разный, в зависимости от места продажи, начиная от 20% до 100% по сравнению с обычными днями. Причем после внушительного роста перед праздниками цены на цветы падают не сразу, а по мере того, как распродается закупка. Как только она заканчивается, следующая закупка обычно бывает уже дешевле.
Как объяснила мне одна продавщица (она же — хозяйка торговой точки): «Цены такие дикие в этот период не потому, что мы такие «конченые сволочи», решили навариться, а потому, что закупка вырастает». По ее объяснениям, колебания валюты, а также резко взлетающий перед 8 Марта спрос делают закупочную стоимость цветов (ту, за которую магазины покупают цветы на аукционах) выше на 30–50%. И действительно, кого на международных цветочных аукционах интересует, что в России экономический кризис и порадовать женщину букетом становится для многих накладно. «К тому же в «сезонную» наценку закладывается масштабирование бизнеса — многие магазины прибегают к помощи дополнительного персонала — флористов, курьеров, администраторов, к аренде дополнительных площадей и переходу на круглосуточный режим», — пояснила «МК» представитель службы доставки цветов Талия Ахметова.
Цена также растет в зависимости от буйства фантазии покупателя. «В этом году народ распробовал пионы, ранункулюсы. Их стали часто спрашивать, но после того, как клиенты узнают их стоимость, многие отдают предпочтение классике», — рассказала «МК» руководитель интернет-магазина цветов Елена Сердюкова. Классика же, по ее словам, — это розы, которые остаются в праздник самыми популярными цветами.
Запоздалый кризис
Примечательно, что потребительский кризис добрался до цветочного рынка с изрядным опозданием. По признанию наших собеседников, покупатель в 2015–2016 годах был готов отдать за «средний букет» от 5 до 7 тысяч рублей. В текущем году сумма значительно уменьшилась. Клиент не хочет платить за цветы более 2,5–3,5 тысяч.
Сердюкова отметила, что букеты продолжают покупать и дарить, только бюджет ощутимо сократился. Речь не только о цветочной композиции к 8 Марта, но и о благоухающем сопровождении торжеств. «По оформлению, если в среднем на свадьбу клиент был готов отдать около 50 тысяч рублей, то сейчас больше 35 тысяч заплатить за цветы и декор народ не готов», — поделилась статистикой она.
Кроме того, специалисты поделились некоторыми секретами правильного выбора цветочной покупки. «Например, под «красной розой» скрывается целая линейка вариантов. Красных роз сотни сортов, это и кенийская высотой 37 см, роза с бутоном «с ноготок», эквадорская полутораметровая роза с «бокалом» (бутоном) диаметром более 15 см. Стоимость этих цветов, безусловно, будет разная, — рассказали «МК» в пресс-службе крупной компании по доставке цветов. — Если первая будет стоить в рознице около 35–40 рублей (в регионах), то второй гигант — 300–400 рублей».
Покупателю также следует учесть, что стоимость желаемого букета будет варьироваться и в зависимости от месторасположения магазина. «Условно магазин 200 «квадратов» с панорамной стеклянной витриной на Тверской в Москве будет ставить наценку выше, чем цветочный павильон на остановке в Котельниках, хотя бы из-за существенной разницы в арендных платежах, которую закладывают в цену продукции», — отметили представители цветочного рынка. В стоимость заказа также будет входить логистика. В ряде отдаленных населенных пунктах цена на цветок может быть в 2–3 раза дороже за счет транспортных расходов.
Цветок по цене автомобиля
Впрочем, среди покупателей есть и те (хотя их явное меньшинство), для кого цена — не вопрос. Они готовы выложить сколько угодно за эксклюзивные сорта цветов, лишь бы порадовать любимую женщину. Скажем, стандартный букет из 11 орхидей в среднем обойдется покупателям в 2,5 тыс. рублей. Но существуют и редкие сорта этого цветка. Одним из таких считается пафиопедилум Ротшильда, или «Золото Кинабалу», это одно из самых дорогих растений в мире. Цена за один цветок превышает 300 тыс. рублей!
Пафиопедилум Ротшильда, или «Золото Кинабалу»
Впрочем, и размеры его впечатляют. «На одном соцветии образуется до 6 крупных цветков диаметром 12,5 см с почти горизонтальными «усами» — сепалиями», — рассказала «МК» пресс-секретарь Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» Ольга Архипова. Приобретают такое чудо преимущественно нелегально. Орхидея этого сорта в природе встречается крайне редко — хотя бы потому, что впервые расцветает лишь на 15-м году жизни.
«Уникальную орхидею «Золото Кинабалу» нельзя приобрести почти нигде, кроме отдельных питомников в США, и только по личным связям, поэтому цена растения на «черном рынке» превышает 5 тысяч долларов», — отметила Архипова.
Соизмерим по цене с цветком, названным в честь Ротшильда, и один из самых дорогих тюльпанов в мире — самый черный сорт «Королева ночи».
«Королева ночи»
Как выбрать долгоиграющий букет?
Но у обычных покупателей совсем другие заботы. Придя в цветочную лавку, ознакомившись с прейскурантом, он, скорее всего, задумается о свежести флористической композиции. На что при покупке букета из роз для любимой следует обратить внимание и как сделать так, чтобы букет не завял через день, «МК» рассказал главный садовник «Аптекарского огорода» Антон Дубенюк. Выяснилось, что срок годности цветка зависит не столько от его сорта, сколько от того, как долго он хранился на складах и как долго ехал на место продажи.
«Первый совет: покупать розы только из специального холодильника, шкафа с кондиционером, где они правильно хранятся. Второй: выбирать розы в полуроспуске, когда от сердечка цветка начинают отходить первые лепестки.
Третий: обратить внимание на зеленые, узкие листочки в основании бутона. Они должны плотно охватывать сам цветок, а если они отогнуты, это значит, что цветок достаточно долго был в роспуске и долго не простоит. Желательно обратить внимание на то, чтобы листья были не тусклые, а глянцевые, темно-зеленые», — делится секретами садовник.
«Долго стоят розы с толстым стеблем или, наоборот, те, у которых целая ветка мелких цветов», — продолжает эксперт. Ну а чтобы продлить жизнь букета дома, он предлагает в воду в вазе добавлять специальные препараты, которые продаются в цветочных магазинах, для укрепления срезанных цветов. А перед тем как поставить цветок в вазу, струей воды следует обновить срезы и на 1–1,5 см укоротить стебли под углом 45 градусов. Так тоже продлевается срок жизни цветка в вазе.
Сперва прокормим Россию, потом засыплем цветами
Между тем цветы в России в принципе товар недешевый, даже если забыть на минутку о специфике Женского дня. Дело в том, что подавляющая доля продаваемых в России цветов (до 90%) — привозной товар: из Нидерландов, Эквадора, Кении, Колумбии, Израиля, Италии, Франции и других краев. Между тем закупка оптовиками цветов на международных аукционах и их последующая доставка из стран в Россию в разы увеличивают стоимость букетов.
Цветочную отрасль в нашей стране явно не коснулось импортозамещение, хотя в период обострения «войны санкций» некоторые горячие головы и высказывали идею распространить эмбарго не только на продукты питания, но и на цветы. Слава богу, что до этого дело не дошло. Ведь примерная площадь современных теплиц в РФ, занятых под производство цветов, составляет, по последним данным, 168 гектаров. Для сравнения, в Нидерландах площадь земель, отведенных под цветочные тепличные хозяйства, — 8–9 тысяч гектаров.
Глава ассоциации «Теплицы России» Наталья Рогова в беседе с «МК» констатировала, что рынок цветов, в отличие от многих других отраслей, не получает помощи из федерального бюджета. По ее словам, за последние 6–7 лет не было построено ни одной новой цветочной теплицы, хотя существуют подобные проекты в Мордовии и Ленинградской области. «Регионы сами не в состоянии их возвести — дорого. Окупаемость проектов долгая. Нужна финансовая поддержка», — считает она. Но государство выделяет субсидии на строительство теплиц для выращивания овощей, грибов, а не цветов.
Наверное, определенные резоны для этого есть: все-таки цветы — это не товар первой необходимости. Таковыми они становятся для россиян разве что только под 8 Марта.
Справка «МК»: рынок цветов в России
Рост продаж свежесрезанных цветов в последние годы постоянно увеличивался и возрос с 1,42 млрд шт. в 2011 году до 2,1 млрд шт. в 2015-м. Эксперты оценили объем рынка цветов в РФ в 2011 году на сумму в 96,9 млрд рублей, в 2015-м — на 160,8 млрд. Внутри страны выращивается примерно 10% продаваемых в РФ цветов — это более 35 тонн или 1,5 млрд цветов в год. Наибольшая доля импортных цветов распространяется в Москве — до 23% от общего объема продаж в России.
Аналитики консалтинговой компании Global reach consulting предположили, что к 2019 году продажи достигнут 2,16 млрд штук. Прогнозируется также, что в ближайшие 10 лет Россия займет по объему импорта цветов второе место в Европе после Германии.