фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Aндрeй Кoнчaлoвский
Итaлия — рoднoй дoм для Кoнчaлoвскoгo. В буквaльнoм, мoжнo скaзaть, смыслe, тaк кaк в Тoскaнe у нeгo дoм. Имeннo в Тoскaнe в 1475 гoду и родился великий итальянский художник и скульптор Микеланджело Буанаротти. «Мы начнем искать натуру в конце июля, поедем в Италию. А в августе начнем съемки в Карраре, где Микеланджело разрабатывал мраморные карьеры. Это будет российско-итальянское производство. Большая часть денег — из России. Мы ходили с протянутой рукой по спонсорам. Пока ничего говорить о фильме не буду, поскольку я — суеверный человек».
Каррарский мрамор считается один из самых ценных. Его начали использовать еще во времена правления Юлия Цезаря. Из него построен Пантеон и Колонна Траяна в Риме. Из каррарского мрамора Микеланджело высек своего Давида.
В 2016 году последний по времени фильм «Рай» Андрея Кончаловского получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале и выдвигался Россией на премию «Оскар». Он даже вошел в девятку претендентов в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но до окончательной пятерки не добрался. Накануне объявления номинантов Кончаловский заявил: «Не знаю, почему все так возбуждены по поводу Американской киноакадемии. Честное слово, не самый главный приз на свете. Но маркетинг есть маркетинг. Наш фильм сделан немножко сумасшедшими людьми, беззаветно следовавшими идее. Можно сказать, что это продукт любви. Самое важное то, что идет война памяти, и пытаются пересмотреть результаты XX века, забыть страшное пошлое — холокост. Сознательно стирают из памяти события, которые в любой момент могут повториться». Вот и на днях после объявления номинантов кинопремии «Ника» он продолжил тему: «Американские блокбастеры напоминают мне клубнику из супермаркета — ни запаха, ни вкуса». Сам он активно выступает в последнее время за малобюджетное кино, такое, как «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
Когда этот фильм наши кинематографисты выдвинули на премию «Оскар», Кончаловский отправил на имя председателя российского оскаровского комитета Владимира Меньшова письмо, в котором просил исключить свой фильм из списка обсуждаемых. А руководствовался тем, что в последние годы резко критиковал голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий зрителей. В подобной ситуации бороться за «Оскара» с его стороны нелепо. Да и формулировка «Лучший фильм на иностранном языке» — ничто иное, как сегрегация мирового кинематографа от англофонного мира, отжившая идея о культурном доминировании Запада. «В современном мире развитие мировой кинематографической культуры давно уже определяется не массовым успехом американского или псевдоамериканского кино, а художниками из Азии, Латинской Америки, Дальнего Востока, России в том числе» — писал Кончаловский.
«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» с участием жителей архангельской деревни получила «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале в 2014 году. «Микеланджело» как российско-итальянский проект имеет повышенные шансы участвовать в Венецианском кинофестивале.