Швeдскaя кoмпaния Semcon рaзрaбoтaлa нoвую «умную» систeму стeклooчиститeлeй для вeтрoвыx стeкoл aвтoмoбилeй. Этa систeмa спoсoбнa прoгнoзирoвaть пoпaдaниe брызг нa стeклo и зaблaгoврeмeннo включaть «двoрники». Этo пoзвoляeт избегать ситуаций, когда на ветровое стекло попадает сразу очень много воды, на время лишая водителя нормального обзора. Система уже проходит испытания.
Современные автомобили в зависимости от комплектации могут быть оснащены автоматической системой очистки ветрового стекла. В ее состав входит блок управления и датчик дождя. Последний представляет собой инфракрасный излучатель и оптический приемник. Он определяет изменение преломления инфракрасных лучей при смачивании стекла и передает сигнал блоку управления, который и включает «дворники».
Автоматические системы стеклоочистителей довольно точны и имеют высокую реакцию срабатывания. Их недостатком является то, что без смачивания стекла «дворники» не включаются, что в некоторых ситуациях может быть опасным. Например, если из под колес встречного автомобиля на ветровое стекло попадает волна грязной воды, водитель временно теряет обзор, пока система не включит очистку.
PAW. Semcon
Новая система, разработанная шведской компанией, получила название PAW (ProActive Wipers, очистители с упреждением). Она представляет собой блок управления с программным обеспечением, для работы которого достаточно стандартных датчика дождя, камеры и радиолокационной станции переднего обзора.
В автомобилях с расширенной комплектацией камеры переднего обзора входят в состав автоматических систем включения дальнего света и предупреждения об уходе с полосы. Радары же устанавливаются на машины, оборудованные системой адаптивного круиз-контроля. Эти автомобили могут помимо поддержания заданной скорости, обнаруживать впереди идущие машины и притормаживать при приближении к ним.
Система PAW способна определять влажную дорогу или отдельные лужи, а также встречный и впереди идущий транспорт. Если система «видит», что встречный автомобиль может выбросить из под колес волну воды, она с упреждением включает дворники. Подробности о работе алгоритма разработчики не раскрывают.
Вероятно, использование системы PAW будет постепенно приводить к помутнению ветровых стекол. Дело в том, что при езде без дождя к стеклу налипают пыль и мелкие песчинки. При упреждающем включении PAW «дворники» начинают двигаться по еще сухому стеклу, «размазывая» пыль и песок, которые, являясь абразивом, царапают его.
Эффект матового ветрового стекла можно увидеть на автомобилях с системой автоматического включения дворников и плохо спроектированной системой омывания. В таких системах при включения омывателя жидкость разбрызгивается через форсунки струйками, неравномерно орошая стекло. Из-за этого в начале цикла «дворники» некоторое время двигаются по сухому пыльному стеклу.
Между тем, в Semcon утверждают, что их система способна не только прогнозировать попадание брызг на ветровое стекло. В частности, PAW может заранее предупреждать о возможном аквапланировании, явлении, при котором колеса быстро едущего автомобиля при наезде на лужу теряют сцепление с поверхностью дороги.
Автор: Василий Сычёв