Кaдр из фильмa «Лунный свeт»
Нa кинoрынкe «Синeмaрт» в Гoллaндии oн eдинствeнный прeдстaвлял Рoссию и пoбeдил, пoлучив глaвный приз Eвримaжa и 20 тысяч eврo. Тeпeрь oн прeдстaвит свoй нoвый прoeкт в стoлицe Гeрмaнии нa кинoрынкe кoпрoдукции «Рoттeрдaм-Бeрлин Экспрeсс». Пo слoвaм прoдюсeрa будущeй кaртины Нaтaльи Мoкрицкoй, тeпeрь мoжнo рaссчитывaть нa пoддeржку сo стoрoны eврoпeйскиx фoндoв. «Подброс» станет копродукцией России, Франции и Германии. Сегодня найти средства на авторский проект и тем более молодому режиссеру крайне трудно, но общими усилиями можно горы свернуть. Опыт Роттердама ежегодно подтверждает, с каким трудом дебютанты во всем мире собирают по крохам финансирование на свои картины. Их поддерживают родственники и друзья, снимаясь бесплатно, отдавая личные сбережения, организовывая питание съемочной группе. Мамы самоотверженно пекут пирожки, отцы садятся за руль, чтобы минимизировать расходы и дать возможность близкому человеку проявить свое внутреннее «я».
Нынешний конкурс Роттердама, состоящий всего из восьми картин, продемонстрировал всю степень безумия в хорошем смысле слова, на которое способны разве что начинающие кинематографисты. Главную его награду «Тигр» и 40 тысяч евро получила «Sexy Durga» — роуд-муви индийского режиссер Санала Кумара Сасидхарана. Его герои — мужчина и женщина — становятся жертвами отморозков на загородном шоссе, а потом попадают в руки полиции, где их тоже никто не пощадит. В фильме воспроизведены шокирующие ритуалами во славу индийской богини с участием фанатичных верующих, которые протыкают кожу и подвешивают людей на крюк. Картина совершенно не реальная, пугающая, напоминающая страшный маскарад. Но только это не розыгрыш, а страшная действительность.
Спецприз жюри и 10 тысяч евро достались самому безумному фильму конкурса — «Королю» чилийского режиссера Ниллеса Аталлаха. Директор фестиваля — голландский продюсер Беро Бейера — так и сказал: «Это крейзи». Некий французский авантюриста XIX века убеждает туземцев, живущих на границе Чили, провозгласить его королем. Он живет бурной жизнью, отмотает срок в тюрьме, побывает на войне, чтобы вернуться на родину и провозгласить себя монархом в изгнании. Лиц здесь нет. Все персонажи в масках. И вновь зрителя погружают в жутковатый карнавал. Безумен главный герой, безумен и сам фильм, снимавшийся долго и с перерывами. Отснятый материал режиссер хранил в подсобном помещении, а когда извлек на свет божий, то он напоминал архивный раритет. Заезженная и поцарапанная пленка теперь смотрится как искусная стилизация.
Другие картины главного конкурса тоже оказались по-своему радикальными. Героем испано-колумбийской ленты «Моя сестра» (в оригинале – «Глаза демона») Педро Агилеры стал кинорежиссер артхаусного кино. Он не так молод, успел поседеть, и возбуждают его только сексуальные эксперименты в жизни и на экране. Как-то он увидел на порносайте свою сводную сестру и отправился туда, где она живет с матерью. Через тайно установленную в ее комнате видеокамеру братец подсматривать за тем, что она делает, а потом соблазняет сестрицу в лесу, разбивая ее сердце.
Американская картина «Колумбус» рассказывает о целомудренной встрече 19-летней библиотекарши и 37-летнего этнического корейца, живущего в США. Он возбудит интерес не только у экранной героини, но и у многих зрительниц старшего возраста своей невероятной красотой, совсем не типичной для кино, произведенного в Южной Корее, где много очень красивых актеров с куда более сладкой внешностью. Его герой приезжает навестить отца, находящегося в коме в заштатном и унылом американском городке. Понятное дело, что безнадежному пациенту до той городской скуки уже нет дела, а вот девушка, с которой заезжий экзотический красавец познакомится, мается от смутной тоски. Они будут гуляют среди постмодернистских зданий, осматривать изыски современной архитектуры, все эти монументальные постройки, сообразные однотонной жизни этого местечка. Снял картину режиссером корейского происхождения со странным псевдонимом kogonada. Он так и пишется с маленькой буквы, добавляя загадочности своему оригинальному опусу.
Константин Боянов рассказал в болгаро-бельгийском фильме, которое можно весьма условно перевести как «Светлое будущее», о 16-летнем художнике с особой чувствительностью. Юный уроженец Англии с болгарскими корнями и сущее дитя отправляется в одиночное путешествие, чтобы встретить французского живописца Арно. Во время школьного урока он нарисует свою одноклассницу-мусульманку и получит от нее сполна. Другие женщины, куда более зрелые, которых парень встретит на своем пути, окажутся более снисходительными и обучат его любовным премудростям. Самое ценное, что есть в этих картинах, — ощущение времени и атмосфера, которую зритель осязает и чувствует через экран.
Голландская конкурсная лента «Качественное время» Даана Баккера — чистой воды безумие. Она состоит из отдельных новелл, почти не стыкующихся между собой. Вначале это вообще что-то вроде анимационной игры с прыгающими на экране точками, а потом начнут вырисовываться вполне жизненные истории о невыносимости бытия. Так возникает картина современной голландской жизни в лучших традициях театра абсурда. Один из героев приезжает со своей возлюбленной на ферму к ее родственникам, существование которых так не похожа на его собственные будни. Ему приходится есть рыбу, которую он не переносит, а чужая родня вынуждена выслушивать его заунывную игру на гитаре, от которой можно спятить. Все это настолько точно подсмотренные мимолетности жизни, что можно восхищаться талантом молодого режиссера, о котором мы еще услышим.
Зритель всегда активно посещает конкурсные показы, а когда начинает голосовать за своих фаворитов, на первые позиции выходят совсем другого рода картины. Из года в год повторяется примерно одна и та же история — первые места в рейтингах занимают потенциальные обладатели «Оскара». В этот раз пальму первенства одержал «Лунный свет» Бэрри Дженкинса. — драматическая история о Майами, погрязшем в наркотиках и беспределе. Главный герой-подросток взрослеет на наших глазах, превращается в здоровенного детину с накладными золотыми зубами, но его трепетная душа и целомудрие останутся при нем. А потом он встретит друга детства, верность которому хранил все эти годы. Бэрри Дженкинс приезжает в Роттердам, дал там мастер-класс и стал героем дня. Готовность к «Оскару» у него полная. Зрительская любовь гарантирована. Дело за американскими киноакадемиками, которые на этот раз проявляют повышенную и даже демонстративную лояльность к фильмам темнокожих кинематографистов.