Фoтo: vk.com_mumuniversity
Мeждунaрoдный унивeрситeт в Мoсквe — пeрвый нeгoсудaрствeнный унивeрситeт в нoвeйшeй истoрии Рoссии. Идeя сoздaния в Рoссии oбрaзoвaтeльнoй oргaнизaции нoвoгo типa — нeзaвисимoгo нeгoсудaрствeннoгo мeждунaрoднoгo унивeрситeтa — былa выскaзaнa пeрвым мэрoм Мoсквы, Г.X.Пoпoвым, нa встрeчe двуx прeзидeнтoв — Прeзидeнтa СССР М.С.Гoрбaчeвa и Прeзидeнтa СШA Д.Бушa-стaршeгo, кoтoрaя сoстoялaсь лeтoм 1991 гoдa.
Рeчь шлa нe прoстo o сoздaнии eщe oднoгo, пусть нoвoгo, сoврeмeннoгo, мeждунaрoднoгo и т.д. унивeрситeтa. Идeя была значительно глубже. В ее основу были положены следующие принципиальные соображения.
Первое. В начале 90-х годов Россия стояла на пороге радикальных реформ и остро нуждалась в новых профессиональных кадрах — экономистах, финансистах, маркетологах, управленцах, юристах, гуманитариях, — способных эффективно работать в новых рыночных условиях. Существовавшая традиционная государственная система образования таких специалистов не готовила.
Второе. Параллельно с государственными должны быть созданы новые — негосударственные — вузы, способные гораздо более гибко реагировать на изменения спроса на рынке образовательных услуг.
Третье. Важнейшим условием повышения эффективности функционирования всей системы высшего образования является создание конкурентной среды, в которой вузы будут бороться за студента, доказывая свою состоятельность реальным повышением качества подготовки специалистов.
Четвертое. Для обеспечения честной конкуренции государственные и негосударственные вузы должны находиться если не в равных, то в сопоставимых условиях, как в части государственного контроля за качеством образования, так и в части экономических условий функционирования.
Пятое. Создание системы независимых негосударственных вузов позволит снизить возможность административного произвола аппарата, чиновников, что наряду с созданием профессионально-общественной системы оценки качества образования повысит объективность этой оценки и качество подготовки кадров.
Первые шаги
В сентябре 1991 г. Президентом СССР М.С.Горбачевым был подписан указ, одобряющий идею создания Международного университета. Вскоре аналогичный указ был подписан и президентом России Б.Н.Ельциным.
Итак, идея была поддержана «на высшем уровне» и принципиальные решения приняты, но как их воплотить в жизнь?
Ключевую роль в создании Международного университета, в том, что эта радикальная идея была реализована, сыграли два выдающихся человека: первый мэр Москвы Гавриил Попов и последний министр высшего образования СССР Геннадий Ягодин.
То, что мы намеревались сделать, многим казалось авантюрой. Впервые собравшись вместе осенью 1991 года в темном, неуютном и абсолютно пустом здании бывшей Московской высшей партийной школы на Ленинградском проспекте, 17, где «призрак коммунизма», казалось бы, еще бродил по пустым коридорам, а единственным обжитым местом был кабинет ректора Г.А.Ягодина, мы мечтали о том, как здесь зазвучат студенческие голоса, и строили грандиозные планы по созданию «русского Гарварда».
Практически на пустом месте надо было создать новый университет и запустить отвечающие международным стандартам образовательные программы. Сейчас в это трудно поверить, но за 1,5–2 месяца силами всего нескольких человек были разработаны принципиально новые программы, приглашены лучшие (в том числе иностранные) преподаватели, и уже в феврале 1992 года первых студентов принял Колледж менеджмента Международного университета.
Уже осенью 1992-го были открыты факультеты: менеджмента, юридический, иностранных языков, затем в течение нескольких лет — факультет «Предпринимательство в культуре», готовящий современных менеджеров для социально-культурной сферы и творческих проектов, и факультет журналистики.
Параллельно с созданием факультетов осенью 1992 года были открыты высшие школы: делового администрирования, экономики, финансов, экономического права, социологии, экологии, а также Высшая школа бизнеса для уходящих в отставку офицеров, начавшие реализацию магистерских программ высшего профессионального образования. Несколько позже была открыта Высшая школа журналистики. Наши высшие школы одними из первых начали реализацию тогда еще мало известных в России магистерских программ высшего профессионального образования, а также программ профессиональной переподготовки менеджеров высокого уровня «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA)».
Цели и «сверхзадача»
Разрабатывая миссию своей образовательной деятельности, мы понимали, что беремся за решение не только узкопрофессиональной задачи — подготовки высококвалифицированных специалистов международного уровня в области экономики, финансов, менеджмента, юриспруденции — но и серьезнейшей социальной проблемы — формирования людей с новым мировоззрением, приверженных общечеловеческим ценностям и разделяющих социальную ответственность и высокие этические и моральные принципы ведения цивилизованного бизнеса. Это было и остается нашей «сверхзадачей» и по большому счету миссией Международного университета.
Мы стремимся воспитывать людей, которые могли бы стать костяком формирующегося в России среднего класса, свободных и независимых граждан своей страны — этого непременного атрибута демократического общества.
Жизнь подтвердила правильность такого подхода. Мы гордимся тем, что среди наших выпускников есть известные люди, руководители федеральных и региональных органов управления, коммерческих структур, журналисты, деятели науки, образования, культуры.
В 2001 году степень магистра менеджмента Международного университета получил Герой России, летчик-космонавт, четырежды летавший в космос, Владимир Титов. Впоследствии он возглавил региональное подразделение ведущей американской компании — являлся директором группы «Космос и связь» компании BOEING по России и СНГ.
Выпускниками университета являются помощник Президента РФ Владислав Сурков, исполнительный директор «ВТБ Капитал» Максим Степанов, вице-президент ПАО «Мечел» Андрей Сливченко, первый заместитель префекта ЮАО Назым Юсипов, первый заместитель префекта ЮВАО Александр Найданов, заместитель главного редактора «Спорт FM» Нобель Арустамян и многие другие известные люди.
Но больше всего мы гордимся тем, что все наши выпускники смогли реализовать себя на качественно новом уровне, адаптироваться к сложным условиям жизни в период перехода к рыночной экономике.
Международный университет сегодня — это современный образовательный, научный и информационно-культурный комплекс, реализующий программы высшего и дополнительного профессионального образования экономического, управленческого и гуманитарного профиля всех уровней.
Университет является частью мирового академического сообщества и находится в партнерских отношениях со многими ведущими университетами мира. Мы реализуем несколько международных образовательных программ совместно с зарубежными партнерами, в том числе с Европейским университетом и с Лондонским американским городским колледжем. Качество образовательных программ университета признано на международном уровне, что подтверждается аккредитацией Европейского совета по бизнес-образованию.
К сожалению, сегодня государственные и негосударственные университеты работают далеко не в равных условиях. Те пять принципов, которые закладывались в основу концепции создания негосударственной системы образования и о которых говорилось в начале статьи, реализуются далеко не в полной мере. Несмотря на заявления с высоких трибун о равноправии различных форм образовательных организаций, тенденция давления на негосударственное образование со стороны аппарата, в том числе Минобрнауки РФ и Рособрнадзора, все усиливается. Так, проводимая в последние годы тотальная проверка (а правильнее сказать — чистка) образовательных организаций, имеющая под собой вполне объективные основания, все-таки в значительно большей степени ударила по негосударственным вузам, доля которых сократилась с 18% в 2012 году до 7% в 2016 г. Негосударственные вузы практически отлучены от получения квот бюджетных мест, господдержки по линии федеральных и региональных целевых программ (единственное исключение — Москва), льгот по линии инвестиций и даже благотворительности. А ведь честная конкуренция — это непременное условие и мощнейший стимул повышения качества образования.
И все-таки, несмотря ни на что, Международный университет в Москве живет и развивается вот уже 25 лет.
Альгирдас МАНЮШИС,
член совета учредителей,
первый проректор
Международного университета в Москве,
д.э.н., профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.