Энтузиасты Русского географического общества нашли на Аляске самую неамериканскую Америку

фoтo: ru.wikipedia.org

Нeкoтoрыe нaши сoгрaждaнe дo сиx пoр жaлeют, чтo «цaрь oтдaл aмeрикaнцaм Aляску». Oднaкo нaдo чeстнo признaть: у тoгдaшнeй Рoссии вряд ли xвaтилo бы экoнoмичeскиx силeнoк нa энeргичнoe oсвoeниe этoй глуxoмaни в другoм пoлушaрии, дo кoтoрoй из стoлицы нaдo нeскoлькo мeсяцeв дoбирaться. Хотя, конечно, позднее, в годы «холодной войны», советские генералы наверняка были бы очень рады иметь такой плацдарм на американском континенте, где можно разместить стратегическое вооружение для «успокоения» потенциального противника.

Однако что мы тут сослагательное наклонение эксплуатируем? Что случилось, то случилось. Называя вещи своими именами, весной 1867-го состоялась межгосударственная коммерческая сделка: Россия уступила Соединенным Штатам все свои владения на «той стороне» Тихого океана — более полутора миллионов квадратных километров — за 7,2 миллиона долларов золотом (около 11,4 миллиона рублей по существовавшему курсу). Простейший арифметический подсчет показывает, что американцы приобрели землицу со всеми богатствами в ее недрах по цене 5 центов за гектар. Конечно, доллары и центы тогдашние более чем в 15 раз дороже нынешних, но все равно очень-очень дешево. За сопоставимые деньги в то время можно было построить лишь одно трехэтажное здание в центре Нью-Йорка.

Зато российские власти подобной сделкой на «эксклюзивных» условиях упрочили политические связи с Североамериканскими Штатами, получив в их лице союзника в борьбе с Англией за сферы влияния в Восточной Азии.

Первые разговоры об уступке Россией Аляски датируются еще серединой 1850-х. Интересно, что вначале американцы предлагали оформить фиктивную продажу этих территорий. Они боялись, что в разгар войны Англии и Франции против России британцы могут оккупировать этот практически незащищенный полуостров и таким образом спровоцировать прямое военное столкновение на суше с представителями бывшей своей колонии, вырвавшимися из-под опеки. Впрочем, попытка уступить в 1854 году Штатам Аляску «в аренду» на 3 года так и не состоялась, однако «процесс пошел». И продажа огромной территории уже насовсем все-таки состоялась 13 лет спустя (одним из главных инициаторов этого стал младший брат императора Александра II великий князь Константин Николаевич).

Сама процедура передачи Аляски и островов новым хозяевам растянулась на полгода. Договор купли-продажи был подписан 30 марта, а официально во владение этими землями США вступили в 15 часов 30 минут 6 (18) октября 1867 года, когда в бухте поселка Новоархангельское на борту стоявшего там американского военного парусника «Оссипи» был подписан соответствующий протокол.

Доходы от продажи Аляски русское правительство пустило в основном на развитие железнодорожного транспорта. Почти 11 миллионов рублей сразу же израсходовано было на покупку импортных паровозов, вагонов и технического оборудования для новой Московско-Рязанско-Козловской и еще некоторых железных дорог. И лишь менее полумиллиона «аляскинских» рублей (в золотом эквиваленте) осело в кладовых государственного казначейства.

Вместе с огромной территорией под юрисдикцию США попали и населяющие ее люди. «Американско-подданными» в одночасье стали около 2,5 тысячи русских и более 60 тысяч индейцев и эскимосов.

Русская колонизация Аляски и Алеутских островов продолжалась на протяжении 130 лет. Но остались ли сейчас, спустя полтора столетия американской жизни, хоть какие-то следы от прежней Русской Америки? Узнать это попытались энтузиасты из Русского географического общества во главе с известным путешественником Михаилом Малаховым. Начиная с 2009 года они предприняли уже несколько экспедиций на Аляску, на Алеуты, посетили места, где когда-то жили русские первопроходцы.

— Первая наша экспедиция была вверх по течению Юкона, — рассказывает Михаил Георгиевич. — Когда готовились к ней, «знатоки предмета» нас заранее готовили к разочарованию: мол, ничего там не осталось от Русской Америки. Как же они ошиблись!

Вот лишь один эпизод. В поселке Танана мы увидели «классическую» деревянную церковь, а по соседству с ней кладбище, где на многих памятниках — русские фамилии (хотя и латинскими буквами написаны). В самом поселке столь же «классические» русские бабушки на завалинках сидят. А побывав на церковной службе, довелось услышать и русскую речь: хор поет «Господи, помилуй!» и другие песнопения по-нашему. До сих пор самая мощная конфессия на Аляске — православная.

— Это настоящий культурологический феномен: даже через 150 лет отторжения от прежних корней среди потомков русского населения на Аляске сохранились традиции, элементы культуры их предков, — подчеркнул Малахов. — Однако феномен этот изучен пока очень слабо. Ведь исследователи до глухомани аляскинской практически еще не добирались. Тут настоящие энтузиасты нужны!

Российских следов на этом далеком полуострове очень много. К примеру, участникам экспедиции довелось посетить деревню с названием Рашен Мишен, а в тамошнем храме обнаружились старинные метрические книги с записями на русском о рождении, крещении…

— Мы, конечно, разговаривали со многими жителями в деревнях штата Аляска, и неоднократно доводилось слышать от этих людей: я горжусь, что в моих жилах течет русская кровь!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.