фoтo: Кирилл Искoльдский
Oфициaльнaя стoрoнa сoстoяния дeл в СПO зa истeкшую чeтырexлeтку выглядит бoлee чeм пристoйнo. Срeдняя зaрплaтa прeпoдaвaтeлeй кoллeджeй пoднялaсь дo 90% пo экoнoмикe рeгиoнa; 65% выпускникoв кoллeджeй трудoустрaивaются тoтчaс пo oкoнчaнии учебы; в системе СПО появилась структура инклюзивного обучения. Правда, после оптимизации в системе осталось 3,5 тыс. колледжей из 5053, работавших еще в 2012 году. Однако, с другой стороны, все они основательно перетряхнуты, а вдобавок программы среднего профтехобразования развернуты теперь и в 382 вузах. В итоге, несмотря на заметные демографические потери, численность учащихся СПО практически осталась на уровне пятилетней давности: сегодня она составляет 2,85 млн человек, а в 2012‑м — 2,97 млн.
Главные задачи, которые предстоит решать теперь, по оценке Минобрнауки, вроде как вышли на новый уровень. Тут и поиски источников внебюджетного финансирования (в развитых странах они и в самом деле дают системе СПО до половины необходимых средств, в то время как в России это лишь несколько жалких процентов); и развитие дуального среднего профобразования (это когда учеба в колледже сочетается с «настоящей» работой студентов на конкретном предприятии); и расширение системы колледжей вслед за начинающимся приростом возрастной группы подростков 15–16 лет.
Но вот что интересно. Не оспаривая ни действительно начавшегося подъема отечественной системы СПО, ни необходимости достичь поставленных перед ней новых целей, депутаты тем не менее напомнили чиновникам о других нерешенных и даже усугубляющихся проблемах отрасли. Например, о ежегодном росте платного сектора среднего профтехобразования, хотя по закону оно является общедоступным и бесплатным. Или о том, что стипендия учащегося колледжа составляет сегодня ни с чем не сообразную сумму в 500 руб., что втрое ниже даже крошечных вузовских стипендий. «А ведь студенты техникумов и вузов — ровесники, а стало быть, физиологические потребности у них одинаковые, — напомнил член комитета Григорий Балыхин. — Откуда же такая разница? Чем она обусловлена?»
Даже возросший интерес молодежи к получению среднего профтехобразования и тот не так прост, как кажется, добавил зампред комитета Олег Смолин: «За ним часто стоит желание избежать ЕГЭ, причем уже не только на селе, но и в городе. Ребята сначала поступают в колледж. А оттуда, минуя ЕГЭ, переводятся в вуз», — раскрыл он несложную схему.
Что же касается реальной ситуации на местах, то там, сообщил зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Кресс, «повсеместно наблюдается сильный износ зданий колледжей, большинство которых были построены 30, 40, а то и 50 лет назад и с тех пор не обновлялись. Для поддержания системы необходим федеральный формат строительства и реконструкции, аналогичный запущенному в дошкольном образовании».
Увы, о последнем нечего и мечтать, сразу расставил точки над «i» глава комитета Вячеслав Никонов: «Боюсь, что в 2017 году и даже в 2019‑м мы вряд ли найдем в бюджете деньги на строительство колледжей», — констатировал он.
Единственная реальная надежда на крупные предприятия, кровно заинтересованные в качественной подготовке для них кадров среднего звена. Они и построят, и отремонтируют здания колледжей, да еще и оснастят их современным оборудованием: «Мне попадались очень хорошие организации СПО с прекрасной материально-технической базой, — вспомнил он. — Но это, как правило, являлось заслугой не региональных властей, а крупных предприятий».
Впрочем, и здесь имеется свой подводный камень: «Без серьезных преференций, в первую очередь налоговых, о государственно-частном партнерстве в системе СПО не стоит и мечтать», — разъяснил гендиректор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович.