фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Сo шкoльным питaниeм сeгoдня бeдa, кoнстaтирoвaли учaстники слушaний. Тeндeры выигрывaют тe, ктo прeдлaгaeт самый дешевый товар, за что им большое спасибо. В итоге «торги выигрывают демпингующие посредники, за счет чего потом приходится экономить на качестве продуктов и кормить детей спредами вместо молочных продуктов», — констатировали участники круглого стола.
Дополнительные сложности принес кризис. В результате, «регионы, в зону ответственности которых входит школьное питание, начинают подводить рационы питания школьников под имеющиеся у них средства. А энергетическая ценность школьного питания в среднем уже упала на 20%», — сообщила ректор МГУТУ им. Разумовского и глава Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. Причем, чем хуже экономическая ситуация в регионе, тем меньше средств там отпускается на питание детей — от 20 до 80 рублей в день в зависимости от места жительства ребенка. И это еще без учета Москвы, подчеркнула Иванова, потому что в противном случае «суммы были бы и вовсе несопоставимыми».
То, что пора менять пресловутый федеральный закон №44, поняли, наконец, и в Минобрнауки. Это, подчеркнула и.о.директора Министерского департамента Ирина Манулова, «потребует не столько дополнительных средств, сколько настройки нормативной базы и здравого смысла». Однако это торжество «здравого смысла», как вскоре стало ясно, пока будет носить весьма ограниченный характер.
Предлагаемая чиновницей поправка к федеральному закону касается возможности прямых закупок школой продуктов у сельхозпроизводителей и коснется лишь сельских школ. При этом «качество питания может быть отрегулировано очень просто, — подчеркнула она. — Директор школы несет прямую ответственность за закупки питания».
А вот предложения значительной части родителей установить школьное меню с учетом религиозных предпочтений семей за счет бюджета Минобрнауки не поддержало. Впрочем, «если родители готовы заплатить за это из своих средств, то это их право», — отметила Манулова.
Не нашло поддержки и предложение снизить значение минимальной цены при торгах на контракты по оказанию услуг школьного питания в пользу профессионализма и качества услуг, представляемых организатором. Против категорически высказались Минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба. Так что, по-видимому, столь далеко здравый смысл пока не распространяется.