Хвойное чудо: энтузиаст-лесовод решил засадить Калиниградскую область кедрами

фoтo: Eлeнa Минaшкинa

– У кaждoгo чeлoвeкa eсть свoe, сoкрoвeннoe призвание. Что-то, что предназначено именно ему, – поясняет Иван Иванович – Я понял: кедры – то, что предназначено мне. Это мое дерево!

С 2009 года он занялся разведением на Сахалине этих ценнейших деревьев. И хотя проект реализовывался лишь силами самого Санжарова при поддержке членов его семьи, на собственные средства, масштабы впечатляют. По подсчетам энтузиаста, за эти годы им было проращено 210 тысяч кедровых орешков, из которых благополучно выросло 80 тысяч молодых деревьев (сам посадочный материал – кедровые шишки энтузиаст закупал в Иркутской, Новосибирской областях, в Приморском крае). Свои саженцы Санжаров бесплатно раздавал всем желающим, он также самостоятельно создал из них несколько кедровых рощ, – так что, благодаря этому, появился шанс возродить на далеком острове популяцию кедра.

Увы, понимания и поддержки в родных краях он так и не дождался. Идея улучшить сахалинскую лесную «демографию» за счет активных посадок кедров в местной администрации не вызвала никакого интереса. А не так давно на Ивана Ивановича и вовсе подали в суд за то, что в дачном товариществе он незаконно использовал выделенные ему правлением 8 соток под устройство кедрового питомника. Инициаторами судебной тяжбы стали несколько соседок Санжарова по дачному поселку. В итоге дело он проиграл и теперь кедровый питомник, в который вложено столько сил, должен быть уничтожен.

Между тем после долгих лет работ с кедрами Санжаров стал получать от них совершенно удивительные «знаки признания». Необъяснимые с точки зрения науки.

– «Кедреныши» – очень капризная, чувствительная публика, – рассказывает Санжаров. – Малейшее неосторожное движение может их погубить. Поначалу у меня так и было. Пропалываешь, бывало, грядки, чуть случайно выдернешь саженец или даже заденешь его корни – все пропало! Даже если сразу пересадить, поливать, заботиться, он вянет и погибает. Но несколько лет назад я вдруг стал замечать, что кедрики у меня перестали «капризничать». Если при прополке выдернешь ненароком, потом втыкаешь его в землю, и он приживается. А вот жена моя рядом на грядке работает, если подобную же оплошность допускает, – у нее поврежденный саженец заново приживаться не хочет.

Еще одна загадка. Ученые-лесоводы выяснили, что кедр развивается медленно, и раньше, чем чрез 12 лет после своего «рождения» из орешка он шишек не дает. А в моем питомнике произошло настоящее чудо случилось: на нескольких маленьких, всего трехлетних еще кедрах завязались шишки!

Из этой же серии другой феномен. Кедры славятся своими фитонцидами, которые прекрасно обеззараживают воздух (в зарослях кедровника он чище, чем в операционной!), создают неповторимый аромат. Однако способность выделять такие летучие вещества, как установила наука, у этих деревьев появляется лишь в зрелом возрасте, а у меня пятилетние кедры выделяют фитонциды! Я даже специально приглашал специалистов. Они подтвердили сам этот факт, но объяснить его пока не могут… К слову сказать, благодаря кедровым фитонцидам, я основательно укрепил здоровье. Постоянное общение с этими деревьями и их «дыханием» врачует лучше любого санатория!

Сейчас для Санжарова наступил переломный момент. Убедившись, что на Сахалине у его «кедрового» проекта нет никаких перспектив, Иван Иванович решил переехать в другой регион. Выбрал в итоге Калининградскую область, где, судя по всем данным, имеются благоприятные климатические условия для роста кедров. Глава одного из тамошних районов – Зеленоградского городского округа, Сергей Кошевой, при первом же звонке Санжарова («набрал номер этой мэрии наобум» – признается энтузиаст) заинтересовался и предложил свою помощь: «Что нужно для создания питомника?» В итоге переселенцам с Сахалина и их зеленым подопечным уже выделен гектар земли, а кроме того имеется «добро» местной администрации на выделение еще 5 га для расширения посадок.

– Вы будете занимать какую-то официальную должность?

– Мой статус будет такой: «Пенсионер, влюбленный в кедры», – поясняет Санжаров. – Сейчас мы с женой находимся в Зеленогорске, занимаемся организационными вопросами. Уже привезли сюда с Сахалина около 400 саженцев – в качестве такой своеобразной презентации проекта, их решено высадить возле муниципальных школ, детских садов. Но основную массу – 35-40 тысяч перевезем в начале лета. Окончательное переселение намечено на середину июня.

Планы действий на новом месте у Ивана Ивановича масштабные.

– Уже через 3 года здесь будет выращено 200-300 тысяч кедровых саженцев, а потом их количество надеюсь увеличить до миллиона. Размер выделенной для питомника территории это вполне позволяет. Всех своих «малышей» собираюсь, как и прежде раздавать желающим, кроме того при поддержке администрации района можно будет создавать на свободных участках земли большие участки насаждений – настоящие кедровые рощи. В перспективе очень хочется превратить всю Калининградскую область в настоящий «Кедроград». Местным жителям это будет только на пользу – и в смысле экологической обстановки, и в смысле красоты природы…

– А в других регионах страны вы «кедровый десант» высаживать не собираетесь?

– Конечно, надо пробовать расширять ареал обитания этого замечательного и очень полезного человеку дерева. С помощью моих коллег будем проводить комплексные исследования по акклиматизации кедра в Крыму, в Кабардино-Балкарии… Сделаем там экспериментальные группы посадок, будем следить за ними. Надеюсь, лет через 7-12 удастся уже разработать полноценные рекомендации по высаживанию кедров в этих районах.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.