Aндрeй Бoлтeнкo, aвтoр крeaтивнoй кoнцeпции тeмaтичeскoгo пaркa нa ВДНX. Фoтo ВДНX
Oснoвнaя идeя пaркa – мир фaнтaзийнo-утoпичeскoгo будущeгo. Гoстeй будут ждaть сaмыe рaзнooбрaзныe aттрaкциoны, сoздaнныe спeциaльнo для ВДНX. Oни будут нoсить нe тoлькo рaзвлeкaтeльную функцию, нo и oбрaзoвaтeльную. Сaм пaрк будeт рaбoтaть круглый гoд.
Финaнсирoвaниe плaнируeтся зa счeт срeдств Aдрeснoй инвeстициoннoй прoгрaммы гoрoдa Москвы. Исполнитель будет определен путем проведения открытого конкурса на управляющую компанию, которая построит парк «под ключ». Корреспондент mk.ru поговорил с директором ID & Consult, бывшим директором ныне единственного в России тематического парка «Сочи Парк», Свеном Верштеегом о перспективах парка аттракционов на ВДНХ.
Свен Верштеег. Фото ВДНХ.
Справка МК
Первая очередь тематического парка аттракционов появится на участке площадью 17,3 га в южной части ВДНХ. В 1980-90-х годах эта территория застраивалась бессистемно и хаотично. Здесь появились склады, сараи и другие технические постройки, которые сложно назвать «витриной» Выставки. В этой зоне также долгие годы находились аттракционы, поэтому многие посетители ВДНХ ассоциируют ее именно с развлечениями. Одной из задач при разработке концепции парка аттракционов было эффективное использование территории. Также важно было учесть и статус территории достопримечательного места и природного комплекса Несмотря на хаотичную застройку, на территории есть объекты культурного наследия, например, павильоны «Юные натуралисты», «Круговая кинопанорама», «Юные техники». Все они будут отреставрированы и приспособлены под новый функционал парка.
— На ВДНХ была представлена концепция тематического парка, что вам больше всего понравилось в ней?
— Два новшества – это аттракционы «Солнце» и «Облакo», которые основаны на новых системных проекциях в 360 градусов. Вы летите и спустя полминуты вы уже не понимаете, где вы находитесь. Это серьезный вызов, но это самое интересное. Американские горки – это американские горки, колесо обозрения – это колесо обозрения, а эти два аттракциона – это нечто принципиально новое. Мне очень нравится идея. Можно сказать, что успех этого парка уже естественным образом заложен в его концепцию.
Я думаю, что тематической парк на ВДНХ станет основоположником всей индустрии в Москве. Москва – это единственный огромный мегаполис в мире, где до сих пор нет такого парка. И тематической парк на ВДНХ будет первым среди пяти-шести других, которые построят вслед за ним.
— Насколько проекты таких тематических парков влияют на привлечение туристов?
— Здесь есть два аспекта. Первый – региональный туризм и поток туристов из стран СНГ. Я вижу в этой области огромный потенциал. Что касается международного туризма, то для увеличения потока иностранцев нужно упростить процедуру получения визы в Россию. Но здесь стоит также добавить, что для туристов из-за рубежа в Москве есть четыре-пять главных достопримечательностей, которые можно посмотреть за пару дней. Именно поэтому Москве нужно развивать ВДНХ, и город должен инвестировать в Выставку и подобные проекты гораздо больше.
— Какие показатели по посещаемости были у «Сочи Парка», первого в России тематического парка аттракционов?
— За первые десять месяцев работы тематический парк посетили более миллиона туристов. Сейчас его ежегодно посещают больше 1,7 млн человек. При этом не забывайте, что мы говорим о парке площадью всего 20 гектаров. И при этом местный рынок достаточно маленький, поэтому окупаемость и рост прибыли по инвестициям произойдет примерно через семь-восемь лет.
Справка МК
Многие города и регионы мира стремятся привлечь дополнительные средства за счет увеличения туристического потока. Нередко за созданием тематических парков стоят именно городские и региональные власти, а не частные инвесторы. Дельфин Понс, директор по развитию компании-оператора тематических парков, горнолыжных курортов и музеев Compagnie des Alpes считает, что новый парк аттракционов на ВДНХ имеет огромный потенциал: «Москва является одним из крупнейших динамично развивающихся городов. При этом есть недостаток возможностей для проведения культурного досуга, присутствует запрос на парки аттракционов. Идеальное место для такого парка – это место с богатой историей. Ежегодно ВДНХ посещает около 25 млн посетителей, все они — потенциальные гости парка аттракционов».
— Расскажите, пожалуйста, про опыт работы в Сочи?
— Мне очень понравилось работать с русскими в тематических парках – они очень креативны, для мира это редкость. Например, мы заложили шесть недель на тренинг сотрудников, а закончили всего за пару дней, потому что все схватывали на лету. Супер люди у вас! Некоторые члены сочинской команды сегодня работают со мной по всему миру. Сейчас в Катаре мы создаем парк следующего поколения, который основан на геймофикации.
— Вы сказали, что «Сочи Парк» окупится через семь-восемь лет, то есть в среднем это и есть срок окупаемости тематического парка?
— Нет. Зависит от специфики. Парки, которые больше ориентируются на культурную составляющую, окупаются за 12-15 лет, а те, которые в большей степени ориентируются на аттракционы – 7-9 лет. Маленьким паркам нужно 4-5 лет. Думаю, парк ВДНХ выйдет на окупаемость уже через семь лет.
— Объем инвестиций в тематический парк на ВДНХ составит 11,35 млрд рублей. Можете ли вы как эксперт оценить затраты – это много или мало?
— Слишком мало. По моим подсчетам, инвестиции в такой парк должны составлять от 14 млрд рублей. Например, сегодня в мире самым дорогим по инвестициям среди тематических парков является Диснейленд в Шанхае. Общий объем инвестиций – 3,2 млрд долларов, оборот – 900 млн долларов в год, в день его посещают 45 тысяч человек. Выход на окупаемость там произойдет спустя 7-8 лет.
Справка «МК»
Стоимость создания тематического Парка на ВДНХ составит 11,35 млрд руб или 0,656 млрд за 1 га, что в 3-4 раза дешевле, чем создание зарубежных парков. На сегодняшний день страны Ближнего Востока и Азии переживают бум строительства тематических парков. Для сравнения, создание парка «Юниверсал студиос» в Осаке (Япония) обошлось в 2,4 млрд за 1 га, тематического парка IMG World of Adventures в Дубае (ОАЭ) – 4,64 млрд за 1 га, «Диснейленд» в Шанхае (Китай) – 2,8 млрд за 1 га.