Российские школьники стали лучше считать деньги

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

O пoлнoй финaнсoвoй бeзгрaмoтнoсти срeднeстaтистичeскoгo рoссиянинa в пoслeдниe гoды нe гoвoрил тoлькo лeнивый. И, увы, зaслужeннo, нaилучшee чeму пoдтвeрждeниe — нeумeниe рaспoрядиться сoбствeнными, бoлee чeм скрoмными срeдствaми, и миллиaрды рублей просроченных кредитов, заложенных и перезаложенных и безуспешно выбиваемых из населения бандитами-коллекторами.

Поезд старшего поколения, возможно, уже ушел. А вот учащиеся за неполных пять лет участия в программе финансовой грамотности добились многого.

В 2012 году, одновременно с запуском пилотного проекта в школах десятка регионов, Россия впервые приняла участие в исследовании финансовой грамотности по методике PISA (умение применять на практике полученные знания в возрастной группе учащихся 15 лет). Тогда мы показали результат, хотя и не катастрофический, как можно было ожидать, но заметно ниже среднего уровня участников во главе с ведущими странами мира. Ну а сейчас, улучшив все показатели в исследованиях PISA (математическая, грамматическая грамотность и т. д.), наши 15-летние учащиеся показали особенные успехи в освоении как раз грамотности финансовой и превысили средний международный уровень, поднявшись с 10-го на 4-е место и пропустив вперед только Китай, Бельгию и Канаду.

При этом в отличие от зарубежных сверстников, наши 15-летки не имеют практического опыта взаимодействия с финансовой системой. К примеру, собственный банковский счет имеют 56% зарубежных участников исследований PISA; дебетовую карту — 19%, 64% — так или иначе сами зарабатывают, а 80% 15-летних учащихся из США регулярно производят онлайн-платежи, сообщила исполнительный секретарь Международной сети по вопросам финансового образования Флор-Анн Месси. В России опыт онлайн-платежей имеют лишь около 25% школьников этого возраста, а про счета в банках не стоит и поминать. И тем не менее россияне обставили американцев.

Кроме того, тройку зарубежных лидеров представляли лишь отдельные провинции, зачастую — крупные международные финансовые центры, вроде Шанхая. (Так, Китай представляли лишь 4 провинции, Канаду 7, а Бельгию только ее фламандская часть, в то время как в России тестировались не только ушлые москвичи с питерцами, но и обитатели мелких населенных пунктов. И те, хоть и показав меньшие познания, выдержали испытание с честью).

Наш успех, разъяснила глава Центра оценки качества образования РАО и руководитель национальной команды исследования PISA в России Галина Ковалева, развивался по трем главным направлениям. Во-первых, доля школьников, не дотянувших до нижнего порога финансовой грамотности, с 2012 года сократилась с 17% до 10,9%. Во-вторых, доля самых продвинутых школьников, коим по плечу (в отличие от меня), скажем, исправить ошибку в счете с учетом налога, выросла с 4% до 10,5%. А в-третьих, и все промежуточные уровни владения финансовой грамотностью также приросли не менее чем на 30 баллов. «Таким образом, 90% наших учащихся готовы демонстрировать свои знания»,- подчеркнула она.

— В России очень долго запрягают и стартуют, и лишь когда все уехали, мы начинаем движение,- подытожил один из «крестных отцов» проекта финансовой грамотности российских учащихся, замминистра финансов Сергей Сторчак. — Но в данном случае мы очень быстро добились очень большого прогресса, и многие страны уже интересуются методикой, которую мы применили.

Впрочем, многое еще предстоит совершать. Россия все еще сильно отстает по числу учащимися с наивысшими баллами, а ряд тем (например, «Деньги и операции с ними») как не были освоены нашими школьниками в 2012-м, так не освоены и сейчас. Заметно продвинуть дело могло бы централизованное введение школьного курса финансовой грамотности. Однако в ближайшее время этого не произойдет: «Школа достаточно автономна и никаких препон, чтобы ввести у себя этот предмет, сегодня нет»,- заявила «МК» замдиректора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Ирина Тараданова.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.