Фoтo: http://roddom17msk.ru
К нaм в рeдaкцию oбрaтилaсь Нaтaлья Вaсильeвнa (имя измeнeнo), рaбoтaющaя aкушeркoй в рoдильнoм дoмe № 17 Сeвeрнoгo oкругa Мoсквы. Oнa вoт ужe дeсять лeт пoмoгaeт врaчaм принимaть рoды у мoсквичeк, чeрeз руки Нaтaльи Вaсильeвны прoшли дeсятки тысяч нoвoрoждeнныx мaлышeй. Eжeднeвнo eй приxoдится дoбирaться нa рaбoту из Сeргиeвa-Пoсaдa, гдe oнa живeт вмeстe с мужeм Миxaилoм Пeтрoвичeм, кoтoрый рaньшe рaбoтaл инжeнeрoм в кoнструктoрскoм бюрo, нo сeйчaс нe выxoдит из дoмa из-зa бoлeзни. Нa дoлгую дорогу до работы Наталья Васильевна никогда не жаловалась. «Это ведь настоящее счастье — видеть глаза женщины, которая в первый раз обнимает своего ребенка, ради этого хочется жить и работать, все остальное — мелочи», — говорит она. Врачи и акушеры в роддомах делают самую важную работу на свете, уверена Наталья Васильевна.
Зарплата акушерки в роддоме № 17 раньше, по подмосковным меркам и, по словам Натальи Васильевны, была достаточно приличной — 40 тысяч рублей хватало на оплату коммунальных услуг, на лекарства Михаилу Петровичу, на проездной на электричку и метро, даже оставалось внукам на подарки. Но в последнее время зарплата Натальи Васильевны стала не 40 тысяч, а всего 25. «Вот и думай — то ли на лекарствах деду сэкономить, то ли на работу пешком ходить», — пожаловалась она.
По ее словам, сокращение зарплат врачам и акушерам роддома № 17 совпало с приходом нового главврача — Татьяны Овешниковой, которая раньше руководила роддомом № 11.
«Сначала перестали платить за ведение платных родов с сентября 2016 года, потом и сама зарплата уменьшилась почти в два раза: если раньше зарплата акушерки составляла 40 тысяч, то теперь упала до 25. Татьяна Зосимовна собрала нас, сказала, что есть какое-то распоряжение главврача ГКБ им. Вересаева, которой подчиняется наш роддом или приказ департамента здравоохранения Москвы о сокращении расходов. Когда я попросила посмотреть, что же там за постановление такое, мне его не показали», — сетует Наталья Васильевна.
История кажется очень странной, и мы постарались в ней разобраться. В первую очередь был сделан звонок в Департамент здравоохранения Москвы, которому подчиняется роддом № 17. Но в департаменте здравоохранения Москвы на вопрос о том имеет ли он отношение к процессу сокращения зарплат персоналу роддома, ответили, что уточнят информацию. Видимо, им об этом не известно. Ничего не знал о ситуации в роддоме № 17 и главный акушер-гинеколог Москвы Александр Коноплянников.
Отчаявшись получить официальные комментарии, мы поговорили с другими работниками больницы. Они нам рассказали, что в первую очередь после назначения Татьяна Овешникова взялась развивать одно из самых прибыльных направлений в работе любого роддома — платные роды. По договору с больницей роженица имеет право получить персонального врача и акушерку, которые будут присматривать за ней всю беременность и принимать роды, отдельную палату и прочие услуги. Стоит один такой контракт с роддомом № 17 около 90 тысяч рублей. Если предположить, что каждый месяц по контракту здесь обслуживается около полусотни женщин, то в год только на платных родах семнадцатый роддом может заработать около 45 миллионов рублей.
Причем, раньше за ведение «платной» роженицы врачи и акушеры получали прибавку к зарплате. «Такая прибавка была существенная для нас — акушеркам платили 10-15 тысяч рублей при средней зарплате в 40 тысяч, врачам по 30-50 тысяч при зарплате в 50 тысяч. Но теперь этой прибавки не стало», — вздыхает Наталья Васильевна.
С чего бы вдруг Татьяне Овешниковой принять такое серьезное решение – существенно снизить зарплату своим коллегам? Причины для такого шага должны быть очень весомыми. Но сколько мы не искали, не нашли.
— По моему мнению, ситуация с роддомом № 17 выходит за рамки разумного. Ведь менее года осталось до исполнения майских указов президента, которые говорят «зарплата врачей/учителей должна быть вдвое выше средней по региону», а тут такое — зарплаты вместо роста сокращаются, в итоге врач получает в районе 30 тысяч рублей. Это вдвое выше средней зарплаты по Москве, хотите сказать? И куда Депздрав Москвы и Минздрав смотрят? Просто не знают, либо, возможно закрывают глаза на это? И это все притом, что в декабре вице-премьер Голодец уверяла, что майские указы в отношении зарплат будут полностью выполнены. Она сказала, что с 1 октября они достигнут 180 % от средней по региону, а к 1 января 2018 года — 200 %. Как именно это будет сделано, она не поясняла. Это и непонятно, учитывая такие случаи, как с семнадцатым роддомом. Ведь если деньги за платные роды больница исправно собирает, но до персонала они не доходят, нужно разбираться с этой ситуацией, – говорит депутат ГД от КПРФ Денис Парфенов.
К сожалению, случай с московским роддомом не единственный пример в российской системе здравоохранения. Как сообщало ИА Версия Саратов, «Саратовские следователи возбудили уголовное дело в отношении бывшего главврача городской больницы № 5… Его заподозрили в трудоустройстве фиктивных сотрудников больницы, за которых он получал зарплату». Две недели назад СМИ писали о том, что врачи одной из больниц Чаунского района (Чукотский автономный округ) обратились в региональное отделение ОНФ с просьбой разобраться с вопросом сокращения зарплаты сотрудников местной больницы. «В обращении, которое сотрудники Чаунской районной больницы направили в адрес общественников, говорится, что за декабрь прошлого года врачам не оплатили дежурства, а также надбавки за сложность работы…Медики указали, что главврач медучреждения … объяснила сложившуюся ситуацию невыполнением государственного задания и перерасходом фонда оплаты труда», пишет ИА Регнум. В конце прошлого года разгорелся скандал, связанный с непрозрачной системой закупки лекарств в Москве.
Из этих примеров, складывается впечатление, что каждая больница, по сути, может быть чей-то маленькой вотчиной, где соблюдаются порядки, установленные руководителем заведения. В случае с роддомами это может привести к печальным последствиям, причем, как для работников больницы, так и для ни в чем неповинных рожениц.
Удастся ли сотрудникам роддома отстоять свою правоту — неизвестно. В разговоре Татьяна Овешникова уверенно заявила, что уровень зарплат в больнице с ее приходом не изменился. «Зарплата врача была всегда 80-90 тысяч, акушерки родблока — 40-45 тысяч», — прокомментировала она.
Но есть в экспертном сообществе на этот счет и иное мнение. «Дело в том, что есть несколько составляющих зарплаты врача — оклад, компенсационные выплаты за вредность, за ночные дежурства и т.п., и есть стимулирующие выплаты (различные премии и надбавки), которые составляют большую часть зарплаты. И тут — хочу дам, хочу — не дам. И в этой части — по стимулирующим выплатам — обычно пишут такие расплывчатые определения в положениях об оплате труда в больницах, что все отдается на волю главного врача. И за невыплату стимулирующих выплат привлечь их не могут», — говорит зампредседателя профсоюза работников здравоохранения «Действие» Марина Явгильдина. По ее словам общая статистика по зарплатам врачей в больнице может и не меняться, даже если в реальности произошло снижение зарплат. «Фактически (в отчетах) подают среднюю температуру по больнице — складывают все зарплаты, делят на количество физических лиц. Кто-то больше получает, кто то меньше, поэтому здесь сложно что то доказать», — говорит Явгильдина. Но надежда для Натальи Васильевны есть, считает эксперт, если собрать все зарплатные листы, сопоставить там все цифры и таким образом доказать, что зарплата акушерки действительно была снижена. Только будут ли так делать акушерки пенсионного возраста, которые не знают, как себя защитить и не умеют этого делать? Скорее всего, просто промолчат.
Накануне выпуска этой статьи Наталья Васильевна сообщила, что ей начали выплачивать положенные деньги. Также Наталья Васильевна рассказала, что руководство больницы намеревается провести внутреннее расследование. Но мы обязуемся не оставлять без внимания происходящее в роддоме № 17 и своевременно информировать о судьбе Натальи Васильевны и всех тех, от кого так зависит здоровье наших любимых женщин и детей.
Андрей Касаткин