фoтo: Кирилл Искoльдский
Пo мнeнию Филиппoвa, кoличeствo бюджeтныx мeст в aспирaнтурe нeoбxoдимo сoкрaщaть, чтoбы тудa шли тoлькo тe люди, кoтoрыe xoтят всeрьeз зaнимaться нaукoй или прeпoдaвaниeм в вузax. И сooтвeтствeннo, кoтoрыe зaинтeрeсoвaны в дoвeдeнии зaщиты кaндидaтскoй диссeртaции дo победного конца.
Тем временем выпускники аспирантуры, работающие преподавателями в вузах, утверждают, что лишь четверть кандидатов защищается в положенный срок совсем по другим причинам.
— Я окончила аспирантуру уже больше трех лет назад, — рассказывает Елена, старший преподаватель одного из московских вузов. — На момент окончания моя кандидатская была написана и одобрена научным руководителем, но я до сих пор не могу выйти на ее защиту. Дело в том, что во время моего обучения в аспирантуре диссертационный совет по моей специальности в вузе закрыли. А попасть в совет другого вуза оказалось совсем не просто. У каждого института хватает своих аспирантов, им абсолютно не нужны люди со стороны. Формально защищаться можно в любом совете, но на практике без протекции обивать их пороги можно несколько лет. Только на моей кафедре в нашем вузе еще две преподавательницы находятся в таком же положении, как и я.
На данный момент работать в вузе без степени вполне возможно, но без защиты кандидатской диссертации перспектив в карьере практически нет. Такие преподаватели не имеют права вести лекции, читать в магистратуре и со всеми надбавками, как правило, получают в столице не более 30 тысяч рублей.
— Помимо прочего защита диссертации сейчас дело весьма затратное, — говорит Елена. — В Москве придется потратить на этот процесс 100–150 тысяч рублей. Помимо официальных затрат — печать и рассылка авторефератов, переплетные работы, банкет — в данный момент принято благодарить оппонентов, а иногда и других членов совета за участие в защите. Стандартный тариф такой благодарности сейчас 5–10 тысяч рублей на брата. Вот и получается, что рядовому преподавателю еще и скопить нужно подобную сумму со своей мизерной зарплаты.
Большинство вузов страны в наше время испытывает острую нехватку преподавателей молодого и среднего возраста со степенью кандидата и доктора наук. Эта нехватка возникла еще после 90‑х годов, когда потенциальные преподаватели шли в бизнес. В данный момент на первый взгляд благая цель — остановить поток липовых диссертаций — дала побочный эффект в виде серьезных преград на пути к защите добросовестных соискателей, работающих в вузе.
Один из членов недавно закрытого диссертационного совета на условиях анонимности рассказал нам об основных проблемах в их деятельности: «Безусловно, бороться с купленными и некачественными диссертациями было необходимо, их количество перешло все разумные пределы. Но резкое сокращение диссертационных советов породило новую волну коммерциализации в этой сфере. Естественно, чем меньше советов, тем больше очередь из соискателей. В результате негласно стало абсолютно нормальным, что человек, который защищается не в том вузе, где он закончил аспирантуру, благодарит членов совета за труды. Я знаю случаи, когда только на благодарность в конверте соискатели тратили по 150–200 тысяч. При этом их работы были вполне достойны присвоения ученой степени кандидата наук. Подобная ситуация в нынешних условиях будет только усугубляться, так как к диссертационным советам стали предъявлять высокие требования, которые многие вузы не могут выполнить. Например, я знаю, что в некоторых вузах от членов диссертационного совета уже стали требовать наличия как минимум двух публикаций в международной базе Scopus. Профессора старшего возраста, а их в вузах большинство, не в состоянии самостоятельно перевести свои статьи на английский язык и оформить их в соответствии с требованиями. Да и далеко не все работы гуманитарного направления туда проходят. А платная публикация в данной базе данных стоит от 30 до 70 тысяч рублей. Вот и получается, что открыть свой совет вуз не может».