фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
— Xaмствo сo стoрoны врaчeй, вoзмoжнo, приxoдилoсь тeрпeть кaждoму, — сoглaшaeтся стoличный тeрaпeвт Виктoр Сeдыx. — Oднaкo трeбoвaния «прoрeдить эту кaсту», которые встречаются на отдельных форумах, напоминают фашистские лозунги и просто недопустимы. Нельзя грести врачей под одну гребенку. Есть патологические хамы, а есть профессионалы, безупречные в обхождении. Это во-первых. Во-вторых, проявлением хамства многие люди готовы считать даже сдержанность специалиста или его напряженное молчание, означающее, что он вот-вот потеряет терпение от навязчивости или невежества пациента. В-третьих, культура поведения докторов может повышаться лишь параллельно с культурой поведения пациентов, которая, заметьте, оставляет желать лучшего. Оправдывать «скотское поведение» и равнодушие медиков не имею намерения. Однако не нужно огульно обвинять всех подряд. Нужно четко разбираться с каждым случаем в отдельности.
В практике юриста Ирины Гриценко — десятки случаев подачи гражданами исков против поликлиник и больниц, персонал которых, игнорируя жалобы больных и отметая их просьбы, доводил ситуацию до критической — летального исхода или инвалидизации.
Один из таких вопиющих случаев насчитывает уже немало томов. Он как раз сейчас находится в производстве суда.
Несчастье случилось 2 года назад в семье Людмилы Степановой. В новогоднюю ночь ее мужу стало плохо. Мужчина, который на следующий день должен был отмечать свое 69-летие, жаловался на одышку и боль в груди. Медики «скорой» рекомендовали его срочно госпитализировать в зеленоградскую больницу, и супруги согласились. В стационаре врачи диагностировали у больного обструктивный бронхит и направили в реанимацию. А Людмиле Анатольевне велели отправляться домой, уверив ее, что ситуация под контролем.
Вернувшись домой, женщина решила на всякий случай позвонить в больницу. Медсестре, взявшей трубку, она сказала, какой диагноз и как зовут мужа. Оказалось, что в медучреждении две реанимации, и нужно точно знать, в какой из них находится пациент. «Я не знаю», растерялась Степанова. «Ну и я не знаю», — ответила медсестра и положила трубку. На следующий день встревоженная женщина примчалась в больницу вместе с младшим сыном. Привезла врачам новогодние подарки. «Подождите, скажите сначала, как фамилия больного», — сказала врач. Людмила Анатольевна назвала. «Умер», — констатировала доктор, заглянув в блокнот. Повисла пауза, и первой ее прервала врач: «У вас еще вопросы есть?».
Безусловно районная больница — не бюро психологической помощи. Смерть здесь такой частый гость, что подбирать слова и отпаивать людей валерианкой персонал не в состоянии. И все же. По убеждению Степановой она столкнулась с завуалированным хамством, абсолютным равнодушием и черствостью.
Мало того, что как показала экспертиза, врачи ошиблись с диагнозом (пациент умер от инфаркта), так еще и продемонстрировали родственником умершего откровенное пренебрежение.