фoтo: government.ru
С 2017 гoдa, вслeд зa шкoлaми, нa нoрмaтивнo-пoдушeвoe финaнсирoвaниe в зaвисимoсти oт числa студeнтoв и стoимoсти гoсзaдaний пo другим видaм дeятeльнoсти вузoв, пeрeшлo и высшee oбрaзoвaниe. Пeрeвoд вузoв oт гaрaнтирoвaннoгo смeтнoгo финансирования на субсидии по выполнению госзаказа пришелся на время кризиса, что добавляет этому процессу дополнительного своеобразия. Но в начале 1990-х годов реформу образования в условиях кризиса мы уже проходили. И даже более брутальную. Так что суть нам понятна: меньше денег — больше свободы. Вопрос лишь в том, насколько меньше одного и больше другого.
Свобода будет немалая, обещает глава Минобрнауки Ольга Васильева: «Вузы самостоятельны в расходовании выделенных им субсидий на госзадание». Однако, просчитайся ректор и обнули свой бюджет так, что в нем не осталось средств на выплаты зарплат сотрудникам и стипендий студентом (в 2016 году такие случаи были), и министерство «оставляет за собой право принять управленческие решения в отношении руководства. Хочу, чтобы вы меня услышали: год — предвыборный!»- подчеркнула она.
Выборы, ясен пень, это — наше всё. Но вот насчет просчитаться, так это раз плюнуть. К примеру, денег на непосредственную покупку нового компьютера вузам теперь не дадут: суммы на этот случай включены в норматив, выделяемый на каждого студента. Значит, надо исподволь копить средства на счетах, и лишь дождавшись правильного момента, совершать необходимую покупку. Но поди, знай, когда он настанет! А неизрасходованные средства придется вернуть в казну!
Заработать на демпинговых — ниже госнорматива на обучение студента-бюджетника — ценах на платное обучение, чтобы набрать побольше контрактников, вузам также не позволят: за такие проделки им будут сокращать бюджетные места. Так что кое-где стоимость платного обучения в этом году поднимется.
Зато появится дополнительное бюджетное финансирование вузов, обещают в Минобрнауки. Его дадут за хорошие места в рейтингах вузов (вузы, стало быть, бросят все силы не столько на обучение студентов, сколько на «правильную» презентацию своих достижений). А также за «оптимизацию» управления своим имуществом. Но т. к. под «оптимизацией» у нас обычно понимается сокращение, то, значит, вузы будут всячески поощрять избавляться от их собственности, включая здания. Остается надеяться, что, в основном, от собственности избыточной.
Увеличатся и преподавательские зарплаты: в 4-м квартале 2017 года они составят не менее 180% от средних по экономике региона, а с 1 января 2018 года — полное выполнение указа президента: 200% по региону. Правда, надеяться на 150 тыс. в месяц рядовому московскому доценту не стоит. Речь идет лишь о «среднем уровне зарплат». Так что подсчет среднеарифметического с 0,5-0,7 млн рублей, ежемесячно получаемых ректором, позволит большинству профессорско-преподавательского состава и впредь получать свои 20-25 тыс. руб. в месяц и ни в чем себе не отказывать.
Впрочем, есть хорошая новость и для простых кандидатов с докторами. Дальнейших сокращений вузовских кадров во имя повышения зарплат уцелевшим не будет: «Резервы повышения интенсивности труда уже исчерпаны!»- публично объявила министр. Более того. Средства на эти цели изыщет само министерство! Правда, как оказалось, сняв их с других статей бюджета высшего образования.
Минфин устами замглавы ведомства Алексея Лаврова все эти идеи поддержал. А от себя добавил, что бюджеты получивших свободу вузов станут абсолютно прозрачными. (Прощайте, закупки для ректоров автомобилей представительского класса за миллионы рублей!) «В случае же невыполнение госзадания, например, по числу подготовленных специалистов, с вузов теперь могут потребовать возврата бюджетных средств или уплаты штрафа»,- окончательно подпортил праздник свободы замминистра.