Квадратное — катать

фoтo: Ивaн Скрипaлeв

Мы тут всe гoлoву лoмaeм, пoчeму у нaс в стрaнe с oбрaзoвaниeм дeлo oбстoит нe лучшим oбрaзoм.

Бoльшинствo склoняeтся к тoму, чтo вo всeм винoвaт Eдиный гoсудaрствeнный экзaмeн, дeсятилeтиe сo дня ввeдeния кoтoрoгo нaмeдни торжественно отметили министерства и ведомства, школы и вузы, а также сисадмины и хакеры, соответственно, охранявшие экзаменационные вопросы и выкрадывавшие их.

«Мои друзья хоть не в Болонии», но хорошо знают болонскую систему обучения и утверждают, что все напасти пошли именно от ее прихода на нашу землю.

Но корень зла, оказывается, совсем не в этом. Выступая на Российском экономическом форуме, заместитель председателя правительства Ольга Голодец сказала, что классы в   российских школах сконструированы неправильно — они квадратные. В результате такой конфигурации учитель стоит впереди, за   ним   — доска, и   детишки сидят рядами, а должны сидеть по-другому.

Ольга Юрьевна не сказала, правда, как строить школьные помещения. Может, этот вопрос будет отдан на откуп директорам школ, может — строителям.

Конечно, мы тоже подспудно догадывались, что некий порок здесь таится. Последствия были, мы их просто не замечали или не придавали им значения. Взять, к примеру, Владимира Маяковского, который учился настолько плохо, что даже бросил школу в пятом классе. А все почему? Да потому, что с детства не любил овал, он с детства угол рисовал.

Положительный эффект от нововведения тоже налицо: если избавиться в классах от углов, то провинившихся детей некуда будет ставить, придется использовать другие, более гуманные методы воспитания.

Очевидно, что современного школьника травмируют и сами строгие геометрические формы помещений, потому что так или иначе они напоминают об учебнике по геометрии, по которому школьники учились еще до революции и из которого они сейчас большую часть задач решить не могут. То есть от учебника избавились довольно давно, а неприятные ощущения все равно остаются.

Те, кто часто бывает в бананово-лимонном Сингапуре и знает тамошнюю обстановку, идею перестановки парт в классах живо поддерживают. Сингапурские детки по четыре-шесть человек сидят вокруг стола и образуют нечто вроде лаборатории, которая решает ту или иную задачку.

Вот и пожалуйста: на прошлогодней математической олимпиаде для школьников в Гонконге Сингапур, как и еще три страны, получил 6 золотых медалей — максимально возможное количество. Российские старшеклассники завоевали четыре «золота», а в неофициальном общем медальном зачете разделили седьмое место с представителями Великобритании. И это можно даже считать успехом, потому что годом ранее не было получено ни одной золотой медали.

Собственно говоря, никто и сейчас не запрещает учителям переставлять парты в классах, в элитных московских школах так и делают. Но тот, кто большей частью ездит по российской глубинке, наверное, в первую очередь задумается о том, что парты просто некуда ставить, потому что школ во многих населенных пунктах нет — ни квадратных, ни прямоугольных, — их раскатали по бревнышкам.

За последние десять лет в стране закрылись тысячи школ. И только из-за того, что эффективность расходов на образование считали в зависимости от количества учеников, приходящихся на одного учителя. А где взять этих учеников в малонаселенных районах? Вот и результат: как без массового спорта нет рекордов, так и без доступного для всех образования нет победителей международных олимпиад.

 

Семен Семеныч

 

Осенило

Эпоха еще никуда не делась, а ей уже норовят поставить памятники.

Войны порой начинаются как раз из-за общности целей.

Расходы бывают еще более преступными, чем доходы.

Рыбы-прилипалы не выживают среди акул капитализма.

Самая большая капитализация достигается за счет приватизации общечеловеческих ценностей.

Когда-нибудь орудия труда станут предметом роскоши.

Естественный отбор в каждом веке ведется все более противоестественными способами.

 

Иван Иванюк

 

Ведущий — Джангули ГВИЛАВА, E-mail: satira@mk.ru

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.