Фoтo: aeroflot.ru
В исслeдoвaнии гoвoрится, чтo минимaльныe дoступныe тaрифы российских авиакомпаний осенью 2017 года находились в диапазоне 5,5-6 центов за пассажирокилометр. При этом на отдельных маршрутах минимальные тарифы достигали значения 3,5 цента за пассажирокилометр. Для сравнения, типичный среднемировой показатель удельной стоимости перевозки для классических сетевых перевозчиков составляет 12-14 центов за пассажирокилометр или $110-120 за тысячу километров пути, то есть почти в 3 раза больше, чем в России. По данным исследования, самые дорогие билеты у американских авиаперевозчиков: в сентябре 2017 года минимальные тарифы классических и низкобюджетных авиакомпаний достигали $150-200 за тысячу километров по среднемагистральным направлениями и $220-240 при полетах на короткие дистанции. Результаты исследования, включающего сравнительный анализ по рынкам РФ, ЕС и США, подтверждают данные крупнейших поисковиков.
При таких низких ценах как на российском рынке неизбежны банкротства авиакомпаний, уверены эксперты. При это вероятность банкротств выше в ситуации, когда сохраняется давление на авиакомпании, но не регулируются цены на аэропортовые, аэронавигационные услуги, топливо и прочие услуги, что сейчас и происходит в России. Яркий пример – российская авиакомпания «ВИМ-Авиа», которая не смогла расплатиться за аэропортовое обслуживание, топливо, рассчитаться по зарплатам с персоналом.
Аналитики видят два пути стабилизации отрасли: авиакомпаниям пересмотреть свою ценовую политику и поднять тарифы или работать при существующих тарифах, но при этом выживут сильнейшие перевозчики из ТОП-10. Однако после сокращения конкуренции авиакомпании неизбежно поднимут цены.
«Только экономически обоснованная стоимость билетов позволяет сбалансировать авиатранспортную систему и обеспечить ее устойчивое долгосрочное развитие. Отечественная авиационная отрасль подвергается беспрецедентному давлению со стороны государства, мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров — снизить ставки по кредитам, автопроизводителей и дилеров — уменьшить цену продажи автомобилей. Давление на авиакомпании вынуждает перевозчиков летать ниже себестоимости, что ведет их к банкротству. История ВИМ-Авиа — наглядный пример того, как давление всевозможных чиновников, губернаторов, депутатов приводит к очевидному финалу. В том случае, если такой уровень тарифов сохранится, неизбежны дальнейшие банкротства авиакомпаний, ускорение консолидации рынка и радикальное повышение тарифов в будущем из-за монополизации отдельных сегментов рынка ограниченным числом оставшихся участников», — считает глава Infomost Consulting Борис Рыбак.