фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
— Пo идee, кaникулы, конечно, даются детям для отдыха, но если все спустить на тормозах, мой хулиган потом еще месяц будет бить баклуши и заново втягиваться в учебу, — объясняет Алиса, мама пятиклассника. — Напрямую заставить сына хотя бы час в день повторять пройденный в школе материал абсолютно нереально, поэтому приходится идти на хитрости.
Во-первых я стараюсь к каникулам подобрать самые интересные книжки, от которых ему не захочется отрываться самому. Мы обязательно посещаем различные полезные мастер-классы, познавательные выставки и музеи. А папа специально составляет для него новогодние олимпиадные задачи, которые они решают вместе.
В результате и сын постоянно не ноет, что ему скучно, и мозги не успевают полностью расслабиться за новогодние праздники. При этом у него нет ощущения, что все дети отдыхают, а его в каникулы заставляют пахать как папа Карло.
Диана, мама третьеклассника, наоборот, уверена, что дети должны заниматься в каникулы только тем, что они хотят делать сами, иначе можно лишь выработать у школьника стойкое отвращение к учебе, от которой даже в законные праздники спасенья нет.
«Единственное, что я считаю важным, это по мере возможности постараться сохранить для ребенка привычный режим дня. — говорит Диана. — Конечно, новогодняя ночь — это исключение. Но в остальные дни стоит укладывать школьника спать не позднее, чем через час после обычного отправления ко сну в учебные будни. Иначе возвращаться к учебе будет так же сложно, как и после трехмесячного летнего отдыха.
А школьная программа устроена так, что в январе ударными темпами начинают осваивать новый материал и не тратят время на приведение класса в чувство после каникул», — считает Диана.
Учителя уверены, что вопрос о том, стоит ли заставлять детей заниматься на каникулах, полностью в компетенции родителей и во многом зависит от личности и успеваемости каждого отдельного ребенка.
— Конечно, есть дети, которым учеба дается легко, но их, к сожалению, меньшинство, — рассказывает учитель младших классов Лидия Крынкина. — Лично я рекомендую хотя бы немного заниматься на каникулах родителям практически всех школьников.
Поначалу родители, да и сами дети сердились на меня, так как большинство педагогов не лезет к школьникам в каникулы даже с рекомендательными занятиями.
Но после окончания началки, в 5 классе, когда педагоги ничего не задали на праздники, взрослые увидели, к каким последствиям это приводит у большинства учеников. Сразу же после начала новой четверти ребята нахватали двоек и троек, да и на восстановлении забытого материала ушло намного больше времени, чем было бы потрачено на час занятий в день во время каникул.
Старшим школьникам, которых впереди ждут выпускные экзамены, вообще лучше не расслабляться. Безделье после большой нагрузки часто приводит к тому, что школьники практически до весны не могут вернуться в привычную колею и резко сдают в успеваемости. Недаром 3-я четверть еще в советские времена считалась самой сложной.
Сейчас многие пытаются навязывать западную идею, что учеба для ребенка всегда должна быть в удовольствие. Я с этим абсолютно не согласна, в первую очередь учеба — это большой труд, к которому детей приходится нередко принуждать.
Комментарий детского психолога Юлии Кротовой: «Современные дети сильно отличаются от своих родителей. Сейчас все больше и больше рассеянных ребят с плохой памятью, которым очень сложно концентрировать внимание. В связи с этим им очень сложно каждый раз возвращаться к учебе, даже если они всего две недели били баклуши.
Если на осенних и весенних каникулах дети хотя бы ходят в кружки, то во время новогодних праздников обычно предпочитают отдыхать и сами преподаватели. Так что бразды правления необходимо взять в свои руки родителям.
На самом деле требуется от взрослых не так-то много, просто разнообразить свой отдых и сделать его более познавательным и полезным для ребенка. Главное, чтобы небольшие занятия во время праздников не вызвали у школьника агрессию, не ассоциировались с будничной зубрежкой, иначе они не принесут никакой пользы».