Запрет анонимайзеров ударит по банкам и жителям Крыма

фoтo: Нaтaлья Мущинкинa

Зaкoнoпрoeкт был внeсён в Гoсдуму oт имeни группы дeпутaтoв из «EР», КПРФ и «СР». Oт имeни aвтoрoв нa рaсширeннoм зaсeдaнии профильного Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи выступал Максим Кудрявцев («ЕР»). Он назвал предложенный в документе подход «достаточно мягким»: Роскомнадзор будет вести единый реестр запрещенных сайтов, операторы поисковых систем под угрозой огромных административных штрафов обязываются не выдавать ссылки на эти сайты, а владельцы программного обеспечения вроде анонимайзеров или VPN (виртуальные частные сети) — не допускать трафик на них в обход блокировок. «Если эти условия выполняются — деятельность в части шифрования и анонимизации не запрещается»,- пояснил депутат. А если условия не выполняются — надо понимать, запрещается.

Глава комитета Леонид Левин («СР») сказал, что способами обхода запретов пользуется относительно небольшое количество тех, кто выходит в Интернет, но проблемы борьбы с обходом блокировок это не снимает. В то же время, по словам г-на Левина, «ряд экспертов полагает, что предложенные в законопроекте меры трудно реализуемы на практике».

Президент Медиакоммуникационного союза Павел Степанов был представлен как один из разработчиков законопроекта. Он назвал инициативу «продолжением борьбы за легальный контент» и связал её с прошедшим на прошлой неделе второе чтение законопроектом о блокировке «зеркал» — копий запрещенных сайтов. Именно г-н Степанов был первым, кто предложил ко второму чтению «более детально изучить вопрос о корпоративных сетях», в частности банковских — пока из текста законопроекта следует, что и они могут попасть «под раздачу». Обеспокоенность в связи с этим высказали также представители Центробанка и МЭРа.

Ведомством, на которое ляжет главное бремя борьбы с анонимайзерами, станет Роскомнадзор. Его глава Александр Жаров счёл нужным повторить, что «этот законопроект не о блокировке VPN, а о фильтрации трафика». Дело предстоит нелегкое, дал понять чиновник: «сеть быстро эволюционирует», есть много легальных поисковых систем, которые позволяют обходить блокировки, есть и крупные коммерческие анонимайзеры вроде «Хамелеон» или браузера «Опера», и пользователи, установившие такой браузер, вполне могут попасть на запрещенный ресурс без всякого злого умысла. «Будет логично», сказал чиновник, если и там будут блокироваться ресурсы, связанные с терроризмом, пиратством, детской порнографией. Но «реализация этой идеи очень сильно зависит от правоприменения», а правоприменение в значительной степени определяется качеством закона. Г-н Жаров выразил надежду, что «в конечном виде документ будет наиболее удобен и нанесет отрасли минимальный ущерб или не нанесёт вообще никакого ущерба». Из его слов следовало, что в нынешней редакции ущерб может быть и не минимальным.

«В состоянии ли Роскомнадзор технологически реализовать нововведения на практике?»- спросил г-н Левин. В ответ г-н Жаров предложил «посмотреть на конечную конфигурацию закона». Из его объяснений следовало, что работа ведомству предстоит титаническая. Для начала предстоит разослать уведомления с просьбой предоставить информацию о владельцах программ-анонимайзеров более чем 5 тысячам коммерческих провайдеров. На сбор сведений отводиться 30 дней. При этом «таких программ тысячи и сотни тысяч, потому что написать VPN и дома несложно», объяснял г-н Жаров, только крупных анонимайзеров несколько десятков, но, к примеру, шифровочными приложениями Android, которых «десятки», пользуются миллионы человек…

В Роскомнадзоре признают, что «могут быть проблемы с такими анонимными сетями как TOR», относящимися к «серой зоне Интернета». На один только мало-мальски эффективный учёт анонимайзеров может потребоваться несколько лет, дал понять чиновник.

Г-н Жаров предложил создать на площадке профильного думского комитета постоянно действующую рабочую группу по обсуждению проблем, связанных с блокировкой противоправного контента в Интернете в целом. Это предложение было поддержано всеми участниками дискуссии.

О невозможности точно определить масштаб предстоящей регулятору работы предупреждали и эксперты Института развития Интернета (его возглавляет советник президента Герман Клименко): в нынешнем виде под законопроект подпадает огровное количество программ и миллионы сайтов. Эксперты института полагают, что нецелесообразно заставлять поисковики мониторить контент.

Глава Российской Ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко заявил, что обсуждаемый законопроект — «ещё одна охранительно-запретительная инициатива, а хотелось бы больше инициатив, стимулирующих развитие». Изначально позиция экспертов РАЭК была резко отрицательной, но надежда на то, что при доработке на площадке Госдумы, как это бывало и ранее, документ «принесёт отрасли минимальный вред», у г-на Плуготаренко появилась. В РАЭК тоже считают, что налагать дополнительное бремя на поисковики не следует.

Директор Региональной общественной организации «Центр Интернет-технологий» Сергей Гребенников призвал государство ловить преступников прежде всего не в виртуальном пространстве, а в реальной жизни, где и совершается большинство преступлений — Интернет, по его словам, лишь иногда служит для нарушителей орудием. Эксперт обратил внимание на то, что на иностранные сервисы требования этого закона не распространяются, и тем самым российские сервисы окажутся в невыгодном с конкурентной точки зрения положении. Он заметил также, что половина жителей Крыма пользуется именно VPN-сервисами для выхода в Интернет, потому что доступ к многим ресурсам для них из-за санкций закрыт…

И представители компаний, предоставляющих услуги анонимайзеров, и эксперты были единодушны в том, что законопроект в его нынешнем виде провозглашенной цели полностью достигнуть не может: преступники вроде террористов используют сложные VPN-сервисы, они на форумах уже сейчас обсуждают, как будут обходить новые требования, и «это вопрос нескольких дней или недель».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.