Документалист Максим Арбугаев рассказал, как снимает мамонтов и поместье Ротшильдов

O Мaксимe Aрбугaeвe «МК» писaл двa гoдa нaзaд, кoгдa   в   дoкумeнтaльнoм кoнкурсe Мoскoвскoгo кинoфeстивaля учaствoвaлa кaртинa «Гeнeзис 2.0», снятaя   им, тoгдa eщe студeнтoм ВГИКa вмeстe сo звeздoй   мирoвoй дoкумeнтaлистки   Кристиaнoм Фрaeм. Съeмки прoxoдили   нa Нoвoсибирскиx oстрoвax в Сeвeрнoм Лeдoвитoм oкeaнe.   Нaчaлoсь с тoгo, чтo Фрaй прoчитaл книгу   aмeрикaнскoгo гeнeтикa o вoскрeшeнии мaмoнтa и увидeл фoтoгрaфии Eвгeнии Aрбугaeвoй – стaршeй сeстры Мaксимa в журнaлe National Geographic.

Гeрoeм фильмa стaл дирeктoр якутскoгo музeя мaмoнтoв Сeмeн   Григoрьeв, увлeчeнный идeeй клoнирoвaния вымeршиx живoтныx. Oднaжды oн дaжe пoпрoбoвaл мясo дрeвнeгo живoтнoгo,   прoлeжaвшeгo тысячeлeтия в вeчнoй мeрзлoтe, o чeм личнo рaсскaзывaл в Якутии oбoзрeвaтeлю «МК». Oн учaствoвaл в рaскoпкax и трaнспoртирoвкe   Xрoмскoгo мaмoнтeнкa, нaписaл дeсятки нaучныx стaтeй.   8 мaя eгo нe стaлo. Eму былo 46 лeт. В «Гeнeзисe 2.0» eсть кaдры, гдe вoзглaвляeмaя Сeмeнoм экспeдиция увидeлa сочившуюся   порода мамонта, и возникла призрачная надежда возродить его к жизни.   Так как ничего не сообщается о причине смерти ученого, начались звон о том, что не надо было пробовать мясо мамонта, покрытая мраком, какие в нем были бактерии.  

Мы поговорили обо во всем этом с Максимом Арбугаевым, чудом оказавшемся в дни карантина в Москве.

— Ваша сестра тоже верите в клонирование мамонтов?

— Я считаю, что человечество мало-: неграмотный готово к этому с технической точки зрения. Клонирование мамонтов, Гляциальный период   – это бренд. Нереально найти живую клетку. Гости мамонта —   29 тысяч лет. Если бы это был мороженый сперматозоид, то еще была бы какая-то Надежа. Но клонировать – это одно, а восстанавливать   популяцию   — дочиста другое. Мамонт все равно бы не выжил. Тогда много «если бы». Когда я спрашивал охотников, хотели бы они   ули живого мамонта в тундре, один из них ответил: «Зачем? Ему но будет одиноко».   

— Смерть Семена Григорьева многих потрясла, начали рубить догадки.

— Я сразу написал Кристиану Фраю, всей нашей команде. Сие шок для меня. Мои родители были на поминках. У Мовра было много планов. За день до смерти симпатия опубликовал статью о палеонтологии на своей странице в соцсетях. Я верю в в таком случае, что говорили наши предки, в силу духов. Когда да мы с тобой снимали «Генезис 2.0»,   думал о том, что лучше бы ми не находить бивни мамонтов. Но Семен — ученый. Дьявол   родился в   поселке, где верят в духов, сам «кормил» страсть, соблюдал традиции, оставлял духам конфеты. Он стал нашим проводником в круги охотников и ученых.  

фото: Из личного архива
С Кристианом Фраем возьми ММКФ в 2018 году

— Когда вы снимали «Генезис 2.0», Кристиан Фрай с вами ездил в север?

— Мы не был с ним знакомы, когда дьявол мне написал письмо. И уже через несколько недель я вылетел в Швейцарию, для того чтоб обсудить проект. Я сразу понимал, что должен снимать Вотан. Это моя личная история, моя родина. Так и получилось. Кристиан взял в себя историю про ученых-генетиков, а я – про охотников получи бивни мамонтов, и уехал с моим напарником на два месяца нате север.

— Вы работали в сложных природных условиях. Вас с детства приучали к   выносливости?   

— Бери съемках «Генезиса 2:0» мы два месяца жили в палатке около минусовой температуре. Мне повезло, что я взял хорошего напарника, какой-никакой меня поддерживал. Отношения режиссера и оператора мои старшие коллеги сравнивают с отношениями в супружеских парах. Муж отец – профессиональный путешественник, биолог по профессии. Он брал меня с пятилетнего возраста в экспедиции ровно по Якутии, привил любовь к природе, людям, живущим далеко возьми севере. Я ощущаю   гармонию, находясь в оленеводческом стаде, с рыбаками. Как правило наши экспедиции затягивались на месяц, и была возможность созерцать за дикими животными, видеть девственные красоты Якутии. Сие сильно повлияло на меня. Я без этого не могу, и немедленно мне очень тяжело в квартире.  

— Ваша сестра участвовала в экспедициях?

— Будто. Благодаря Жене я и стал заниматься кино еще до ВГИКа. Возлюбленная по образованию — организатор выставок и режиссер массовых мероприятий. Давненько увлекается фотографией, училась в Москве, потом уехала в Америку, идеже прошла обучение   в интернациональном центре фотографии. Прожила там   пяточек лет. Уже два года она в Лондоне, получила субсидия на авторский проект, посвященный Северному морскому пути. У нее галереи нет слов Франции, Лондоне и Нью-Йорке.   А в   2012 году ей предложили поучаствовать в   проекте National Geographic ради охотников на бивни мамонтов, и она пригласила меня. Я   раз уж на то пошло только с хоккеем закончил, не знал, чем заняться.   Поехал с ней   получи два месяца, помогал,   был ее охранником. Там все-таки суровый край, одни мужчины. Я не мог ее   отпустить одну. У Жени   была запасная магазин, которую я взял и два месяца снимал как самоучка, безвыгодный понимая, что такое композиция, драматургия, звук.   Меня сие очень затянуло.  

фото: Из личного архива
С сестрой Евгенией Арбугаевой получи и распишись съемках

  — Сколько вам тогда было лет?

— 19. Я за двум месяца я снял большое количество материала. Купил на последние наличные компьютер, монтажную программу, смонитировал небольшой фильм, отправил его в National Geographic. Дальше мне сказали: «Классно. Мы берем».   Я понял, что   требуется учиться. Узнал, что есть ВГИК, где Сергей Мирошниченко набирал мастерскую, даром что я никогда раньше о нем не слышал.    

— Вы в(за)правду, как говорит Сергей Мирошниченко, не ждете от государства помощи?

— Я подавал заявку в Управление культуры, и только с третьего захода мне удалось получить субсидия. Да и суммы, которые выделяются, маленькие. Их едва ешь-пей — не хочу на постпродакшен. А группе надо на что-то благоденствовать. Все держится на энтузиазме. Столько сил уходит бери картину, что невозможно параллельно заниматься зарабатываем на долгоденствие. Многие с этим не справляются и   уходят из профессии. С моими однокурсниками с мастерской Сергея Мирошниченко Андреем Ананьиным, Юлией Сергиной и Арсением Кайдатским да мы с тобой организовали студию документального кино «Стая.doc». Сергей Валентинович до сего часа на втором курсе говорил нам, что надо распустить сообщество, чтобы   была своя команда.  

— И чем вы занимаетесь?

— Оптом работаем над авторской картиной о детском хоккее на Урале. Я участвую (языко оператор. Кто-то монтажом занимается, кто-то звуком, выполняет административные дело. Я могу принести свой проект, быть режиссером и набрать команду. Для днях обсуждали проект о врачах, работающих в дни пандемии. Будто из этого получится, пока сложно сказать.

Мы как бы молодая компания думает о продвижении своих проектов на европейские площадки. Нам отсюда поподробней поработать со стриминговыми платформами,   заинтересованными в создании собственных картин.   Жрать спрос на авторские темы, а не заказные. Когда я заканчивал работу надо   фильмом «Бой» про сборную незрячих футболистов, стриминговая станция им   заинтересовалась. «Бой» получил   награду на Миланском кинофестивале   спортивному десятая муза, еще десяток призов, два из них — в России.   Показ в Москве   планировалась в кинотеатре   на 1 апреля. Но теперь сейчас   вряд ли кто-то пойдет в кинозалы на кинодокументальный фильм. Интересно, как после пандемии будет поддерживаться киноискусство. Сейчас тяжело даже тему найти, помимо коронавируса, и литоринх тем более ее разрабатывать. Нет возможности   куда-в таком случае выбраться и снимать.   

— Вы действительно на Ротшильда работаете?  

— Ротшильды для протяжении многих лет ежегодно приглашают к себе художников и фотографов, дай тебе они запечатлели историю их поместья для потомков. Сие семейная хроника. Можно рисовать и снимать на любые темы. В числе приглашенных оказалась и моя святая мать. Мы   работали в тандеме.     

— Ротшильдов же много, и живут они в разных странах?

— Унич Ротшильд, который занимается банками, и Ротшильд, у которого виноградники и выпуск вина. Мы снимали в Шато Лафит во Франции, в районе Бордо.          

— Так есть они жили   обычной жизнью?

— Да, это у них образование такая. Ты живешь   неделю у Ротшильдов, обедаешь и ужинаешь с ними,   фотографируешь, а   чрез какое-то время отправляешь им фотографии, и они их презентуют у себя в музее. Кто такой-то снимал бутылки, кто-то документальную историю о сборщиках винограда, архитектуре. Кой-какие темы повторяются, но Ротшильдам важен авторский взгляд художников получай поместье   Шато Лафит.   Мы снимали только ночью   мистическую историю замка.   

— В нежели мистика? Это же не замок Дракулы?

— Трудно выставить словами, лучше один раз увидеть. По-моему, работы далеко не публикуются. Все идет в личный архив Ротшильдов. Они их выставляют у себя, кому-ведь дарят.  

— Участвовали еще в необычных проектах?  

— Полгода мы снимали в Индонезии относительно охотников на бабочек, занесенных в Красную книгу. Это неделимый бизнес — нелегальный. В джунглях местные жители   ловят бабочек в целях коллекционеров в основном из Японии и Европы. Мы – ребята с Сибири, брат с сестрой — приехали туда и попытались внедриться в их среду. Товарищ случайно познакомилась   в Южной Африке   энтомологом, занимавшимся изучением бабочек. Неведомо зачем все и началось. Мне этим и нравится документальное кино, точно ты можешь попасть в необычные места.  

фото: Из личного архива
Максюша Арбугаев на съемках на севере

  — В студенческие годы вас работали на проектах Мирошниченко «Кольца мира» и   «Рожденные в СССР»?

— Я как ни говорите до кино профессионально занимался хоккеем,   играл   в Высшей лиге. Еще с первого курса помогал Сергею Валентиновичу   не только для «Кольцах мира», но и на телепроекте «Философия мягкого пути», равно как об Олимпиаде, на «Рожденных в СССР»,   «Крестах» о знаменитой тюрьме в Петербурге. Куда глаза глядят был в роли оператора,   и это способствовало пониманию того, в чем дело? такое документальное кино.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.