Фoтo: СК РФ
Нeoжидaнный пoвoрoт нaмeчaeтся в грoмкoм дeлe o крушeнии сaмoлeтa «Фaлькoн» в aэрoпoрту «Внукoвo», в рeзультaтe кoтoрoгo пoгиб глaвa кoмпaнии Total Кристoф дe Мaржeри. Нa 2 июня нaзнaчeнo прeдвaритeльнoe зaсeдaниe пo этoму дeлу, кoтoрoe тeпeрь с нуля будeт рaссмaтривaть Сoлнцeвский суд стoлицы. Кaк стало известно «МК», водитель машины-снегоуборщика, из-за которой произошла авиакатастрофа, Владимир Мартыненко, а также его начальник, инженер аэродромной службы Владимир Леденев намерены просить суд о рассмотрении их дела в особом порядке, что впоследствии может дать им право на амнистию. Интересно, что стартует новый процесс аккурат накануне торжественного мероприятия, призванного увековечить в России память Кристофа де Маржери, о котором говорят как о друге Владимира Путина.
Напомним, авиакатастрофа произошла 20 октября 2014 года. По версии следствия, она стала результатом стечения ряда обстоятельств. Во-первых, это отсутствие надлежащей координации взаимодействия между диспетчерскими и аэродромными службами (это вменяется в вину руководителю полетов Роману Дунаеву). Во-вторых, небрежное отношение к своим должностным обязанностям диспетчеров Надежды Архиповой и Александра Круглова. В-третьих, следствие утверждает, что Леденев утратил контроль за своими подчиненными. Никто не заметил, что снегоуборщик под управлением Мартыненко, в крови которого потом нашли следы алкоголя, отстал от колонны и остался стоять на взлетно-посадочной полосе, по которой как раз разгонялось воздушное судно. Стойкой шасси «Фалькон» задел машину, перевернулся, ударился о землю, развалился на куски и загорелся.
Позже указом Президента РФ за большой вклад в развитие российско-французских экономических и культурных связей Кристоф де Маржери был посмертно награжден орденом Почета, и в его честь назвали арктический танкер. К слову, в эту субботу Владимир Путин примет участие в церемонии имянаречения танкера.
Напомним также, что происходило в суде раньше. Рассмотрение дела началось в июле прошлого года. Сначала на скамье подсудимых сидели все пятеро обвиняемых. Но их позиции сильно разнятся: Мартыненко признал вину полностью, Леденев — частично, а вот диспетчеры категорически не согласны с обвинением: они утверждают, что добросовестно выполняли все возложенные на них обязанности и следовали всем инструкциям.
А в марте гособвинитель вдруг обнаружил в материалах дела обстоятельства, которые позволили выделить материалы дела всех диспетчеров в отдельное производство и вернуть их прокурору. Поэтому получилось, что Архипова, Дунаев и Круглов формально еще находятся под следствием. А Леденев и Мартыненко остались на скамье подсудимых. Но ненадолго: буквально через пару заседаний судья, который рассматривал дело, ушел в отставку. По закону, если в дело вступает новый судья, он обязан все рассматривать заново.
Это новое дело как раз и стартует в Солнцевском суде 2 июня.
И, как рассказал источник «МК», хорошо осведомленный о ходе процесса, адвокаты Леденева и Мартыненко готовят ходатайство о рассмотрении дела их подзащитных в особом порядке.
Что это будет означать для всех пятерых подсудимых, разъяснил «МК» защитник диспетчера Александра Круглова Олег Бабич:
— Если такое ходатайство будет заявлено и суд его удовлетворит, то там все очень быстро пройдет — буквально понадобится одно-два заседания, поскольку доказательства исследоваться судом не будут, они и так свою вину признают. Подсудимым это дает возможность не получить максимальный срок, тем самым они могут обоснованно рассчитывать на применение к ним амнистии.
То есть, иными словами, подсудимые Мартыненко и Леденев смогут серьезно облегчить свою участь.
А что же в этом случае ждет диспетчеров?
— В любом случае рассмотрение дела Мартыненко и Леденева отдельно от трех диспетчеров в дальнейшем может привести к определенным сложностям при защите интересов последних, поскольку определенные доказательства, которые являются общими для всех фигурантов, будет сложнее опровергать стороне защиты диспетчеров, — предполагает Бабич.
Ожидая такого развития ситуации, защита подавала апелляционную жалобу на решение выделить материалы диспетчеров из общего дела.
— Мы считаем, что не было никаких оснований его выделять в отдельное производство, а в нашем случае закон такого вообще не предполагает. Но в апелляции постановление суда первой инстанции оставили в силе, и с этого момента дело уже фактически оказалось разделено на две части, — говорит адвокат.
Зачем все это нужно? Как считает защита диспетчеров, важную роль здесь играет то, что по делу предстоят серьезные финансовые компенсации. А зависеть их суммы будут от степени вины подсудимых. В том числе иски будут предъявлены и к аэропорту, который, с одной стороны, тоже является потерпевшей стороной, а с другой — работодателем Мартыненко и Леденева. Но если большая часть вины будет на диспетчерах, то и сумма иска к аэропорту может быть ниже.