Бoрис Бoрисoвич явнo в удaрe. Кaк aвтoр oн пoймaл курaж и пeрeдaeт эмoции внятнo, тoчнo и в пoлнoм сooтвeтствии с xaризмoй мудрeцa. Eсли смeeтся, тo oт всeй души, eсли грустит, тo нaпoлняeт пeчaлью и слoвa и интoнaции, и дaжe в гнeвe БГ пo свoeму нeoтрaзим.
«Знaк oгня» вo мнoгoм был интригoй, пoтoму чтo зaписывaлся по образу финал трилогии. «Соль», вышедший в 2014 году — один изо самых мрачных альбомов Гребенщикова. «Время N», релиз которого состоялся хорошо года спустя, стал еще более беспощадным по отношению к «времени разгула бесов» — приближенно сам автор высказался о том, что по его мнению происходит в начале XXI века. С учетом настроения сих релизов, вероятно следовало ожидать еще больше гнева, поэтому как в местной новостной повестке маразм крепчает, а разгул бесов становится маленечко ли не нормой жизни. Но Борис Борисович что достал из своего тайника яркие краски и подарил многим песням тон надежды.
Подобрать для новой пластинки рок-гуру какое-в таком случае общее определение, скорее всего, не получится. «Знак огня» — ровно пестрое лоскутное одеяло, в котором нет смысла искать кардинальный фрагмент, потому что все они важны. Одиннадцать песен были написаны в вариа время в течении последних семи лет, при записи нового материала (порыв становилось музыкой в разных частях планеты: от Петербурга задолго. Ant. с Калифорнии, от Кубы до Лондона) Гребенщиков работал и с виртуозными британскими рокерами и с ямайскими экспертами соответственно регги и с кубинскими музыкантами. К этому нужно добавить удивительный вдохновение, с которым БГ, как поэт, нагоняет мрак, строит прекрасные замки и инда готов заняться сатирой.
Кстати, о сатире… В последнее время Борюша Борисович прекрасно зарекомендовал себя автором куплетов на злобу дня. Его «Вечерний М», идеже музыкант с удивительной точностью зафиксировал образ нелепого комиксного злодея изо прайм-тайма федерального канала, стал супер-хитом в Интернете и набрал чуток ли не четыре миллиона просмотров, что для песни, требующей погружения в тары-бары, скандально много. В альбоме этого трека нет, но в «Вон Вавилон» Гребенщиков паки смеется, правда не привлекая внимания к известным персонажам.
«У нас материнская оплата, Церемониальная дата. Чтобы уберечься от НАТО, Положите в одни руки в постель солдата», — не без ехидства вещает БГ около «булькающую» электронику и звучит это совсем неплохо.
В «Баста Раста» ранее не до шуток. Самый суровый номер альбома, в котором яростная прочтение образует мощный альянс с музыкой местами напоминающей индастриал. В процессе склерозник у музыкантов было много самых разных аранжировок, но в итоге остановились нате той, что может стать боевиком и на альбоме и в живом исполнении.
Полная полюс гитарному грохоту — медитативная «Мой ясный свет». Здесь буде и не оптимизм, но надежда на лучшее, которая может склад спасением во время самой жестокой войны. Песня выдержана в духе того «Аквариума», какой-либо наиболее стойкие поклонники открыли для себя еще в конце 80-х. Хотя никакого ретро здесь нет, несмотря на то, что-то звучит оркестр.
«Не судьба» возможно является одной с главных песен на альбоме. В двух куплетах и припеве у БГ настоящая тьма горечи и безысходности. А гитара американца Омара Торреса звучит скажем, будто музыканту понятно каждое русское слово этой песни. Адски узнаваемый «Аквариум», но это именно тот «Аквариум», разузнавать который всегда приятно.
«Изумрудная песня» — еще один точка альбома, на этот раз южный. В записи принимали внимание ямайские легенды регги Слай Данбар и Робби Шекспир и дорожка предсказуемо наполнился солнцем и пацифизмом.
«Я отказываюсь быть камнем в вашей стене
Отказываюсь водиться трупом в вашей войне
Отказываюсь маршировать в вашем строю
Шагом марш дальше, а я ещё спою!»
За несколько дней до релиза «Знака огня» вышел вновь и альбом Боба Дилана «Rough and Rowdy Ways». И если кому-так захочется сделать сравнение в духе «наш-то поживее будет», в таком случае неожиданно подвернулся подходящий повод для музыкального патриотизма.