Госдума приняла драконовский закон о транспортных хулиганах

Зaкoнoпрoeкт был внeсeн в Гoсдуму группoй дeпутaтoв-eдинoрoссoв и принят в пeрвoм чтeнии в дaлeкoм 2011 гoду   — пoслe нeскoлькиx пoпытoк xулигaнoв с лaзeрными укaзкaми oслeпить пилoтoв вoздушныx судoв. Дoкумeнт прeдлaгaл дoпoлнить Угoлoвный кoдeкс нoвoй статьей, которая карала бы за «действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств» вообще и особенно жестко за действия такого рода, совершенные в отношении воздушных судов.

Осенью прошлого года в Госдуме решили реанимировать залежавшийся законопроект, расширив его содержание. Интерес к теме пробудился после ряда громких скандалов, устроенных пьяными дебоширами на борту самолета. В ходе долгих согласований с заинтересованными организациями вроде крупнейших транспортных компаний, Министерства транспорта, МВД и   при участии юристов Государственно-правового управления президента появился тот вариант текста, за который и проголосовали депутаты Госдумы.

Статья 213 УК («Хулиганство») будет теперь обещать штраф в   300–500   тысяч рублей или обязательные исправительные либо принудительные работы, а то и лишение свободы на срок до 5   лет за «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу», совершенное на любых видах транспорта: железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном, а также на «любом ином транспорте общего пользования» вроде метро, трамвая, троллейбуса или автобуса. Если дебошир оказал сопротивление   — максимальный штраф вырастает до 1   млн рублей, а возможный срок лишения свободы   — до 7   лет. Использование оружия или взрывчатых веществ приведет к безальтернативным 5–8   годам лишения свободы. Сейчас самое страшное, что грозит транспортному хулигану,   — 1   тысяча рублей административного штрафа, а   ситуация, к примеру, на борту самолета особая, людей во время рейса не выведешь.

Правда, возникает вопрос обеспечения неотвратимости наказания за дебоширство на международных рейсах: довезли хулигана до пункта назначения, и ищи-свищи его… «Если морское судно ходит под российским флагом или самолет принадлежит российской авиакомпании, дело в любом случае будет возбуждено, следствие пойдет, а   если виновный будет скрываться в другой стране, то российские власти смогут требовать его экстрадиции»,   — пояснил позднее «МК» г‑н Крашенинников.

Одновременно в УК появляется новая статья, которая обещает за любые действия, «угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств», штраф в 150-300   тысяч рублей, а   то и до двух лет колонии. В   зале пленарных заседаний глава Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») пояснил необходимость нового состава преступления тем, что наряду с внутренним хулиганством есть и внешнее, когда лазерными указками ослепляют пилотов, камнями забрасывают поезда, что может повлечь тяжелые последствия.

Ранее на совещаниях в Госдуме представители Минтранспорта и МВД выражали сомнения в том, что можно будет доказать в суде наличие серьезной угрозы транспортной безопасности и примерно наказать камнеметателей или тех, кто из хулиганских побуждений срывает стоп-кран в электричке. В советском УК, вспоминали специалисты, была аналогичная статья, но действовала плохо, потому в   1996   году при принятии нынешнего УК этот состав декриминализировали. «Статью убрали, но проблема-то осталась! В   любом случае угроза уголовного наказания будет играть превентивную роль»,   — сказал «МК» г‑н Крашенинников.

«Не получится так, что теперь третьего чтения мы будем ждать шесть лет?» — спросил его спикер Вячеслав Володин, после того как второе чтение состоялось. Г‑н Крашенинников заверил, что не получится.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.