фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Oткрывaя зaсeдaниe oбрaщeниeм «брaтья и сeстры», глaвa думскoгo Кoмитeтa пo oбрaзoвaнию и нaукe Вячeслaв Никoнoв всe жe нaпoмнил, чтo oбрaзoвaниe в нaшeй стрaнe остается светским. Однако тут же добавил, что «трагически разрушившиеся сто лет назад связи между государством и церковью сейчас, к счастью, восстанавливаются, и в том числе в области создания духовных скреп, в первую очередь — в системе образования».
— Возможность сотрудничества между государством и церковью, безусловно, имеется. Пути продвижения духовно-нравственного воспитания мы сегодня и обсудим, — уточнил он.
Основным таким путем, с точки зрения главы Синодального отдела религиозного образования и митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, должно стать «возвращение религиозно-культурологического курса в школу. Религиозное, культурологическое образование является частью современного образования, — подчеркнул он. — И в школе оно не менее значимо, чем обучение другим предметам».
Преподавать ОРКСЭ, как сейчас — только в четвертых классах, явно недостаточно, подчеркнул он: «Пора переходить к преподаванию православной культуры и других традиционных религиозных культур на всех ступенях школы и в течение 3–4 ближайших лет ввести его повсеместно со 2-го по 10-й классы». При этом расширить объем изучаемого нужно, по его мнению, за счет нынешнего светского курса основ духовно-нравственной истории и культуры народов России.
В Минобрнауки, сообщила представитель ведомства Светлана Ермакова, против такого шага не возражают. При этом в самом министерстве, как оказалось, давно «образована рабочая группа во главе с министром Ольгой Васильевой по разработке программы преподавания истории православной культуры не только в четвертых классах, но и на уровнях общего и даже среднего образования». То есть не только в младшей, но в средней и даже старшей школе. Впрочем, оговорилась она, по данному поводу «предстоит серьезный общественный диалог, а также разработка аналогичных курсов по другим традиционным религиям России».
Впрочем, уже сейчас, не дожидаясь дискуссии, разработчик концепции духовно-нравственного воспитания, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков заявил, что «надо освободить место и приложить больше усилий, чтобы в нашей школе изучали основы православной культуры. Для этого можно расстаться с модулем ОРКСЭ. Светская этика — она не такая уж полноценная и вполне может изучаться в курсах истории, обществознания или внеклассно».
Увы, «открытый и равноправный диалог» получился не очень, констатировал первый замглавы Духовного управления мусульман России Дамир Мухаметдинов: «Если никто не посягает на светский характер нашего государства, то почему, запрещая ношение в школе хиджабов, как, например, недавно в Мордовии, никто вслед за Европой не запрещает одновременно ношение кипы и нательных крестов? Необходимо понимать всю меру щепетильности этого вопроса! А если мы говорим об открытом и честном диалоге, то надо учитывать мнения представителей всех традиционных конфессий России. Главное же, что очень не хотелось бы, чтобы возник соревновательный момент и разные российские регионы стали бы вводить у себя историю культуры титульного населения!»
Читайте материал Патриарх Кирилл в Госдуме обрушился на «ростовщиков-мироедов»
Смотрите фоторепортаж по теме:
Володин пообещал патриарху Кириллу, что Госдума постарается узаконить его идеи
11 фото