фoтo: pixabay.com
Ситуaцию сaмым пoдрoбным oбрaзoм прoкoммeнтирoвaл «МК» сoвeтник глaвы Рoсaвиaции Сeргeй Извoльский:
— Рaбoту в этoм нaпрaвлeнии сoвмeстнo с прaвooxрaнитeльными структурaми мы вeдeм ужe дaвнo. В пoслeдниe нeскoлькo лeт нeмнoгим более 400 свидетельств коммерческих пилотов и частных пилотов уже аннулированы. И единственная причина тому — их неправомерное получение. Прежде всего речь идет о нарушениях, которые были выявлены в ходе проверок. Они связаны с тем, что летчики при получении свидетельств либо коммерческого, либо частного пилота подавали фальсифицированные документы (медицинские справки о состоянии здоровья) либо подделывали налет. К примеру, фактически налетывали 20 часов, а остальные 80 дописывали, подкрепляя всеми необходимыми подписями и печатями. Эти подделки выявляла Росавиация, но списки нам представлял и Следственный комитет. Сейчас выявилась такая тенденция: некоторые летчики на основании получения свидетельств частных пилотов (подчеркиваю — частных) стали пытаться получить еще и свидетельство пилота коммерческой авиации.
Стать частным пилотом можно, обучившись в авиационном учебном центре. В основном это негосударственные центры. Далее необходимо прийти в Росавиацию и получить соответствующее свидетельство частного пилота. Но дело в том, что в таком учебном центре нельзя обучиться по специалитету «пилот». Он определен федеральными государственными образовательными стандартами. То есть профессию «пилот» и, соответственно, удостоверение пилота коммерческой авиации можно получить, только обучившись в государственных учебных заведениях. Это либо летные училища, где дается среднее специальное образование, либо высшие учебные заведения.
И летные училища гражданской авиации, и вузы имеют утвержденную программу обучения коммерческих пилотов. Эта программа утверждается Росавиацией. Ни один авиационный учебный центр не имеет утвержденной Росавиацией программы по обучению профессии «коммерческий пилот». Это и понятно: ведь для того, чтобы научиться профессии «пилот», необходимо иметь квалифицированный профессорско-преподавательский состав, тренажерную технику. У нас она есть. Это современнейшие тренажеры, начиная от «Сухого-суперджет», Ту-201 и заканчивая «Боингами» и «Аэробусами».Также необходимо иметь современные учебно-тренировочные самолеты. Все это — очень дорогостоящее оборудование, его могут себе позволить лишь государственные учебные заведения, где обучают профессии «коммерческий пилот».
Но некоторые лица, которые хотели бы получить свидетельство коммерческого пилота, обучившись в авиационном учебном центре и получив там свидетельство частного пилота (то есть пилота, который не имеет права работать в авиакомпании, а может только летать по каким-то собственным нуждам), шли в наши университеты гражданской авиации на заочное отделение по профилю летной эксплуатации. После этого, отучившись на заочном отделении, они пытались помимо диплома о высшем образовании получить еще и свидетельство коммерческого пилота.
Им в этом было отказано. Потому что при заочной форме обучения не дается практически налет. А для того, чтобы получить свидетельство коммерческого пилота, помимо теории надо еще иметь необходимый налет и тренажерную практику. У них этого не было. Соответственно, им не выдавались свидетельства коммерческих пилотов, чем они сейчас и возмущены. Ну и как результат — появилась такая жалоба в ИКАО. При этом ИКАО уже открестилась от нее, так как вопросы обучения пилотов — это компетенция авиационных властей госструктур. В данном случае — Росавиации.
Вывод: лишаются свидетельств коммерческих пилотов только те, кто получил их с нарушением действующих правил и при выявленных фактах фальсификации.