фoтo: pixabay.com
Oстaнки пaрoxoдa oбнaружили мeжду Сeвaстoпoлeм и Тaрxaнкутoм, сooбщил «Извeстиям» рукoвoдитeль экспeдиции Рoмaн Дунaeв. «Вo время поиска подводной лодки Д-4 в квадрате ее боевого дежурства было обнаружено крупное судно. После гидроакустических измерений сопоставили с потерянным в этом районе судном «Харьков» (Boy Federsen), идентификация судна — 95%», — сообщил собеседник газеты.
Пароход был построен в 1914 году в Германии и изначально назывался Anhalt. В 1920-е годы судно меняло хозяев — сначала выкупили англичане, позже испанцы. В 1931 году пароход стал советским и получил имя «Харьков».
Как отмечает РЕН, судно прозвали «пароходом, который не хотел умирать». Впервые «Харьков» едва не погиб в 1933-м, когда сел на мель и едва не затонул при шторме с полученной от собственного якоря пробоиной. Пароход в итоге спасли, разрезали на две части, корму отвели в Стамбул, нос — в Севастополь. Говорят, ходила даже шутка: «Какой корабль самый большой? «Харьков»! У него корма в Константинополе, а нос — в Севастополе».
Через год пароход восстановили. В годы Великой отечественной войны моряки «Харькова» из-за невозможности выйти из захваченного гитлеровацами порта Николаев повредили судно и покинули его. Немцы восстановили пароход, назвали его сперва Harkov, а в 1943-м переименовали в Boy Federsen.
Во время очередного конвоя парохода и болгарского судна Varna из Севастополя в Констанцу, 10 августа 1943 года, транспортников сопровождали румынские военные корабли. Вечером того дня на конвой налетели советские торпедоносцы Ил-4, в атаке участвовали и подлодка Д-4 и бомбардировщик А-20.
Boy Federsen вскоре потерял управление. Команду спасли, пароход пытались буксировать, но спустя сутки судно затонуло в 15 милях от Евпатории на глубине около 90 метров.
Читайте материал «Призрак поезда с золотом нацистов бродит по Европе: реальный клад или легенда» и «Минкульт Польши: поезд с золотом нацистов найден благодаря предсмертной исповеди»