Всероссийские проверочные работы напишут не все одиннадцатиклассники

Фoтo: Aгнт Мoсквa

Рoссийскиe влaсти oбъясняют успexи рoссийскиx шкoльникoв в мeждунaрoдныx исслeдoвaнияx кaчeствa oбрaзoвaния пo-рaзнoму. A успexи нaлицo: нaши oдиннaдцaтиклaссники вышли нa 1-e мeстo в мирe по естественно-научным дисциплинам, и даже девятиклассники, вечно уступающие зарубежным сверстникам в математической и естественно-научной грамотности, выдали результаты выше средних.

На федеральном уровне поминают обновление содержания образования, повышение квалификации учителей и усиленное финансирование лучших учебных заведений как «точек общего роста». В Москве же, напротив, подчеркнул мэр Сергей Собянин, залогом успеха стало «выравнивание финансирования школ, ранее различавшегося в 3-4 раза, вследствие чего за последние пять лет вдвое возросли и оценки ЕГЭ, и число победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, и количество школ, вошедших в федеральные рейтинги топ-25 и топ-500. Лидирующее положение у Москвы теперь и в мире: 1-е место в международных исследованиях занимает одна шестая наших школ».

В какую же сторону нам развиваться теперь дальше?

— Пора к ЕГЭ добавить новые оценки результатов обучения школьников, — предложил министр образования Москвы Исаак Калина. — В Москве, например, второй год работают предпрофессиональные классы — инженерный, медицинский. Но все, что ребята там осваивают, не учитывается на выходе. Это демотивирует и детей, и родителей, и учителей, поэтому сейчас мы разрабатываем с вузами предпрофессиональный экзамен. Не ЕГЭ единым жив человек!

Впрочем, помимо введения новых экзаменов, есть способ осовременить содержание школьной программы и посредством ЕГЭ, считает Калина: «Разработать и опубликовать уже сейчас КИМы (контрольно-измерительные материалы с заданиями ЕГЭ. — «МК») 2025 года! Это будет реальным указанием школам, чему надо учить, и они гораздо быстрее начнут равняться на будущее».

Начнется ли реализация этой неординарной идеи в ближайшем будущем, осталось неясным: реакция на нее присутствующего федерального руководства оказалась уклончивой. Но что будет точно, подтвердила глава Минобрнауки Ольга Васильева, так это «включение во ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) базового содержания образования и воспитательной составляющей» — проще говоря, изгнание остатков либеральной программы памяти предыдущих министров, Фурсенко и Ливанова. (Их ФГОС ориентировался только на результат обучения, а как его достичь, каждая школа и учитель решали сами.)

Впрочем, важнейшим фактором повышения качества образования, считают в Рособрнадзоре, останется повышение объективности оценки знаний школьников. А потому ЕГЭ станет лишь одним из элементов единой системы оценки качества образования наряду с ВПР (всероссийскими проверочными работами) и НИКО (национальным исследованием качества образования).

В этой связи если в 2016 году участие школ в написании ВПР по русскому, математике и окружающему миру в 4-х классах было добровольным, то в 2017-м для 4-х классов это станет обязательным, а 5–11-е классы будут писать эти работы добровольно. «В 11-х классах ВПР будет проводиться по всем предметам, не выбранным для сдачи ЕГЭ», — подтвердила Васильева.

Правда, оснований для паники у выпускников-2017 нет, разъяснили «МК» в Рособрнадзоре. В этом году такие ВПР грозят лишь школам, выбравшим эту участь добровольно. Причем даже их никто не обязывает проводить ВПР во всех 11-х классах и по всем предметам, оставшимся за бортом ЕГЭ. Можно выбрать и лишь один-два предмета.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.