Великий пост-2017: можно ли целоваться до Пасхи

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Всeвoлoд Чaплин

Вooбщe сeйчaс нaшa стрaнa пeрeживaeт эпoxу пoискa дуxoвныx скрeп. Миллиoны брoсились xвaстaться квaсным пaтриoтизмoм, нe удoсужившись зaняться изучeниeм истoрии нaшeй стрaны или дaжe пeрeчитaть Пушкинa из шкoльнoй прoгрaммы: «Oтeчeствo пoчти я ненавидел». Десятки миллионов устремились к набожности, забывая при этом зайти в церковь и спросить у священника, как правильно относиться к той или иной церковной, духовной традиции. Я задал актуальные для «новых постящихся» вопросы одному из самых образованных богословов страны — отцу Всеволоду Чаплину.

— Начнем с того, что сейчас больше всего интересует многих. Как правильно входить в Великий пост? Просто перестать есть мясо или делать еще что-то?

— К вхождению в пост готовятся долго, — поясняет священник. — Для тех, кто не знает, напомню, что мясо нельзя было есть уже на прошлой Сырной неделе. Ну а тем, кто опоздал, я хочу сообщить, что это не страшно. Прежде всего нужно помнить, что пост — это не диета, не служение здоровью собственного тела. Это время молитвы и покаяния. В первые дни поста обязательно не что-то есть или не есть, а исповедоваться и причаститься. Выслушать в храме Покаянный канон и помолиться. Эти дни считаются особо строгими, но не потому, что чего-то там нельзя есть, а потому что богослужения лишены торжественных песнопений, и службы носят аскетичный характер. И это гораздо важнее, чем воздержание от мяса, рыбы и молока.

Вот таково мнение священника. Люди, которые ходят в храм, это знают. Как знают и главное: то, что кичиться своим постом нельзя. Поэтому те, кто действительно воцерковлены, скорее всего не стали бы отвечать социологам на этот вопрос. Пост — дело глубоко интимное. И похвастались своими планами, я думаю, только «диетологи». Да и при всем уважении к социологам я не уверен, что они имеют моральное право задавать такие вопросы.

А вот вопросы обывателей о правилах поста ставят в тупик даже священников. Например, на вопрос о том, можно ли целоваться в Великий пост, отец Всеволод сначала улыбнулся, а потом призадумался и ответ выдал не сразу.

Тут с точки зрения мирянина парадокс получается. Супругам — нельзя. Потому что для супругов это время воздержания от интимного общения. С другой стороны, братские объятия и поцелуи между христианами в храме (с совершенно незнакомыми людьми) не только не запрещены, но и положены.

Впрочем, использовать пост для восстановления физического и морального здоровья все-таки можно и нужно. Пост — это прекрасное время, чтобы примириться с теми, кого обидел, и избавиться от вредных привычек, от пустых развлечений.

— Если ты 49 дней не будешь смотреть глупые передачи по телевизору, то ты потом поймешь, что можешь от них отказаться в принципе, — полагает Отец Всеволод.

— А не смотреть телешоу по телевизору в пост обязательно или только желательно?

— Вот это как раз обязательно. Воздерживаться от развлечений в пост нужно.

И еще один парадокс традиции: молоко пить нельзя. А вино — пожалуйста. Правда, только по воскресеньям.

Но о том-то мы и говорим, что главное — не в этих условностях. Главное — понимать, для чего ты держишь пост. И уж точно знать, что — не ради гордыни, не ради похудания, не ради страдания от самоограничений.

— Что для вас лично самое сложное в Великий пост? — вопрос к священнику.

— Большое количество людей, которые хотят исповедоваться. Но пост не должен приносить трудностей. Это не период страданий, а период радости. Не случайно его называют весной духовной. Но это радость особая: тонкая, глубокая, молитвенная, непохожая на торжества или вечеринки. Это радость общения с Богом, а не радость преодоления себя. Пост — это не какие-то усилия ради того, чтобы утешить свою гордыню или позаботиться о здоровии тела. Такие усилия не приносят пользу, а только вредят тем, кто постится, чтобы помучить себя и похвалиться этим перед собой и окружающими. Пост — это время, когда сам Господь нас ведет по пути обновления.

Поэтому, дорогие два процента! Если для вас пост — это не радость, то не держите его. Ведь известно, что в Пасху вход в храм открыт для всех: как для постившихся, так и для евших колбаску, так и для тех, кто «сидел на диете».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.